Казахстан продолжает держать планку страны с невысоким уровнем безработицы. Согласно данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, во втором квартале текущего года этот социальный показатель уменьшился до 4,6%. Спад, хотя и был небольшим, всего на 0,1 процентных пункта, тем не менее позволил поставить своеобразный рекорд самого низкого уровня безработицы в стране за последние 20 лет, передает kazlenta.kz со ссылкой на finprom.kz.
Согласно данным, собранным специалистами Статкомитета СНГ, уровень безработицы в Казахстане значительно ниже, чем в странах Европейского союза, где он составил 6%. При этом в развитых государствах ЕС во втором квартале текущего года доля безработного населения росла, тогда как в РК она уменьшалась.
Стоит также отметить: уровень безработицы в РК оказался ниже, чем в странах ОЭСР (4,9%), но выше, чем в среднем по СНГ (2,9%). Важный методологический момент: показатель в 2,9% можно считать неполным, так как он не включает данные трёх государств – Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Странами СНГ с самым высоким уровнем безработицы можно назвать Армению (14%) и Азербайджан (5,3%). На третьем месте расположился Узбекистан (5,1%), а Казахстан занял четвёртую строчку. Самый низкий показатель в СНГ среди стран с открытыми данными – у России: 2,2%, – рассказали аналитики.
Общая численность безработных в Казахстане во втором квартале текущего года составила 448,8 тыс. человек – на 0,2% меньше, чем по итогам 2024-го. Больше половины безработных пришлось на граждан в самом активном трудоспособном возрасте – от 25 до 44 лет. Чуть больше 9%, или 40,7 тыс. человек, составили казахстанцы в возрасте от 16 до 24 лет.
Согласно результатам исследований БНС, не все безработные постоянно сидят дома и не пытаются искать работу. По данным статистиков, 261,4 тыс. безработных казахстанцев не заняты лишь менее года, а вот 139,9 тыс. человек никогда не работали. Причины незанятости – разные, они связаны как с жизненными обстоятельствами, так и непосредственно с невозможностью найти работу. Последнее является причиной незанятости 120,8 тыс. человек.
В региональном разрезе уровень безработицы варьируется в зависимости от развития территорий и узкой направленности экономики. Например, в крупных мегаполисах РК во втором квартале текущего года показатель был самым низким: 4,3% в Астане и 4,4% в Алматы. При этом в западных регионах, где основная часть экономики приходится на нефтяной сектор, вопросы занятости решаются сложнее. В Мангистауской области уровень безработицы во втором квартале 2025-го составлял 5,1%, в Атырауской – 5%.
К слову, по численности безработных в 2024 году Казахстан занимал третье место среди тех стран СНГ, по которым были опубликованы данные Статкомитета. Антилидером стала Россия, где по итогам прошлого года насчитывалось 1,9 млн незанятых. На второй строчке с большим отрывом располагался Узбекистан: 836,4 тыс. безработных. Меньше всего официально зарегистрированных безработных насчитывалось в Кыргызстане: 104,7 тыс. человек.
Куда важнее численности безработного населения то, как правительства стран работают над мерами содействия занятости, как чиновники помогают оставшимся без работы гражданам прожить сложный стрессовый период до получения заработка. Например, в Казахстане из 449,8 тыс. безработных в прошлом году 42,7%, или 191,9 тыс. человек, состояли на учёте в центрах занятости населения. Это значит, что почти половина безработных приходилась на проактивное население, которое ищет помощи и которому государство её оказывает.
Хорошими показателями доли зарегистрированных в центрах занятости могли похвастаться также Азербайджан (76,9%) и Кыргызстан (48,6%). Значительно ниже эти индикаторы государственного участия в решении проблем безработицы были в Армении (20%) и России (15,1%). Крайне низкий уровень наблюдался в Беларуси (1,7%) и Узбекистане (1,6%). В РУ из 836,4 тыс. безработных в прошлом году только 13,7 тыс. человек встали на учёт и обратились в государственные учреждения за помощью в поисках работы.
Заметим: на эти показатели могут влиять несколько факторов: платит ли государство пособия по безработице при обращении граждан, являются ли сами центры занятости активными помощниками в поиске работы или просто фиксируют факт отсутствия у гражданина занятости. Немаловажны и многие особенности менталитета граждан той или иной страны. Например, в России почти 68% безработных в прошлом году искали работу через родственников, друзей, знакомых, а чуть больше 27% обращались сразу к тому работодателю, у которого хотели бы получить должность. В РК способ искать работу «через своих» также актуален. Судя по данным Статкомитета СНГ, более 223 тыс. безработных в прошлом году пытались трудоустроиться, обращаясь за помощью к близким и друзьям, – говорится в исследовании.
В Казахстане содействие мерам занятости имеет несколько направлений. Одно из них – трудоустройство через цифровые карьерные центры. Согласно данным Министерства труда и социальной защиты населения (МТСЗН) РК, благодаря таким центрам за прошлый год в стране самостоятельно нашли работу 117,4 тыс. человек. Ещё 101,9 тыс. казахстанцев получили постоянные рабочие места благодаря содействию госорганов. На субсидируемые государством вакансии были устроены 159,6 тыс. казахстанцев.
РК держит курс на цифровизацию в сфере занятости и поддержки в обучении безработных. Согласно данным АО «Центр развития трудовых ресурсов» (организации, подведомственной МТСЗН), за семь месяцев 2025 года более 45,2 тыс. безработных прошли курсы на платформе Skills Enbek и получили сертификаты. Эти данные сразу загружаются в систему, и работодатели видят тех работников, которые обучились и получили навыки наиболее востребованных профессий.