В июле прошлого года бывший директор департамента интеграции и международного сотрудничества Министерства промышленности и строительства Адилбек Бектибаев заявил, что Казахстан планирует ввести запрет на ввоз автомобилей старше семи лет.
Tengri Auto выяснил в Комитете промышленности Министерства промышленности и строительства, удалось ли продвинуть идею запрета на ввоз старых автомобилей до Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и чего ждать казахстанцам.
Более 300 тысяч автомобилей старше 17 лет
Как нам сообщили в комитете, предложение о запрете ввоза автомобилей старше 7 лет было озвучено активистами в ходе обсуждения петиции против утильсбора и поддержано министерством.
"В 2023 году по поручению Главы государства было легализовано более 300 000 автомобилей, средний возраст которых составил 17 лет. Многие автомобили не соответствовали экологическим требованиям, установленным техническим регламентом", - отметили в ведомстве.
Также в ответе отметили, что, чтобы обновить автопарк и улучшить экологию, в июле 2024 года Министерство предложило внести в техрегламент ТР ТС 018/2011 поправки, запрещающие ввоз машин старше 7 лет.
Однако на заседании Координационного совета решили, что пока рано выносить эту инициативу на рассмотрение ЕЭК.
На сегодняшний день обсуждение данного вопроса приостановлено.
Почему выбрали автомобили старше 7 лет
В комитете пояснили, что срок в семь лет считают самым оптимальным по нескольким причинам:
- стоимость автомобиля с учетом его таможенной очистки, которая зависит от возраста автомобиля;
- предельный возраст 7 лет гарантирует, что практически все автомобили, произведенные в странах, присоединившихся к Парижской конвенции, будут экологического класса не ниже Евро-4, что соответствует нашим экологическим требованиям. А большинство автомобилей будут класса Евро-5 и Евро-6.
Такой подход поможет быстрее обновить автопарк страны.
"Альтернативные сроки нами не рассматриваются, так как, как указывалось выше, принято решение о преждевременности направления такого предложения для рассмотрения Советом ЕЭК".
Исключения из правил
В ведомстве напомнили, что, согласно пункту 3 техрегламента ТР ТС 018/2011, его требования не распространяются на следующие виды транспортных средств:
- технику, которая не может ехать быстрее 25 километров в час;
- спортивные автомобили;
- ретроавто старше 30 лет (для легковых) и 50 лет (для автобусов и грузовиков), восстановленные до оригинального состояния;
- транспорт, ввозимый временно — например, на выставки или соревнования (до 6 месяцев);
- автомобили переселенцев, беженцев и дипломатов;
- военную и спасательную технику.
Расширять этот список не планируют.
Что изменится в октябре 2025 года
С 20 октября 2025 года вступает в силу Решение Совета ЕЭК номер 45, которое уточняет понятие "единичное транспортное средство".
Теперь к таким средствам, которые физлица могут ввозить для личных нужд, относятся:
- легковые автомобили;
- мотоциклы, мопеды, квадроциклы, снегоходы;
- автобусы до 12 мест и грузовики массой до 5 тонн.
Чтобы ввести машину в обращение, нужно получить СБКТС — свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Без него нельзя:
- растаможить авто;
- оформить электронный паспорт (ЭПТС);
- уплатить утилизационный сбор;
- поставить машину на учет.
С октября физические лица не смогут получить СБКТС на коммерческую технику — например, грузовики и спецмашины. Их ввоз будет запрещен.
Исключение — индивидуальные предприниматели. Они смогут ввозить коммерческую технику старше трёх лет, если оформят её на себя и получат СБКТС.
"Дополнительно сообщаем, что преждевременно говорить о влиянии запрета на ввоз автомобилей старше 7 лет на стоимость подержанных автомобилей на внутреннем рынке, а также о планируемых дополнительных мерах поддержки для граждан (льготное автокредитование, субсидии, утильсбор) в случае принятия таких ограничений, так как вопрос запрета такого ввоза на сегодняшний день не обсуждается ни внутри страны, ни на площадке ЕЭК".
Китайские автомобили заполонили дороги Казахстана! А ты разбираешься в них? Мы поможем! Заходи в наш спецпроект вселенная китайских авто - все о марках, брендах и производителях!