Запрет на ввоз автомобилей старше 7 лет поставили на паузу в Казахстане

Фото: pixabay.com

В июле прошлого года бывший директор департамента интеграции и международного сотрудничества Министерства промышленности и строительства Адилбек Бектибаев заявил, что Казахстан планирует ввести запрет на ввоз автомобилей старше семи лет.

Tengri Auto выяснил в Комитете промышленности Министерства промышленности и строительства, удалось ли продвинуть идею запрета на ввоз старых автомобилей до Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и чего ждать казахстанцам.

Более 300 тысяч автомобилей старше 17 лет

Как нам сообщили в комитете, предложение о запрете ввоза автомобилей старше 7 лет было озвучено активистами в ходе обсуждения петиции против утильсбора и поддержано министерством.

"В 2023 году по поручению Главы государства было легализовано более 300 000 автомобилей, средний возраст которых составил 17 лет. Многие автомобили не соответствовали экологическим требованиям, установленным техническим регламентом", - отметили в ведомстве.

Также в ответе отметили, что, чтобы обновить автопарк и улучшить экологию, в июле 2024 года Министерство предложило внести в техрегламент ТР ТС 018/2011 поправки, запрещающие ввоз машин старше 7 лет.

Однако на заседании Координационного совета решили, что пока рано выносить эту инициативу на рассмотрение ЕЭК.

На сегодняшний день обсуждение данного вопроса приостановлено.

Почему выбрали автомобили старше 7 лет

В комитете пояснили, что срок в семь лет считают самым оптимальным по нескольким причинам:

  • стоимость автомобиля с учетом его таможенной очистки, которая зависит от возраста автомобиля;
  • предельный возраст 7 лет гарантирует, что практически все автомобили, произведенные в странах, присоединившихся к Парижской конвенции, будут экологического класса не ниже Евро-4, что соответствует нашим экологическим требованиям. А большинство автомобилей будут класса Евро-5 и Евро-6.

Такой подход поможет быстрее обновить автопарк страны.

"Альтернативные сроки нами не рассматриваются, так как, как указывалось выше, принято решение о преждевременности направления такого предложения для рассмотрения Советом ЕЭК".

Исключения из правил

В ведомстве напомнили, что, согласно пункту 3 техрегламента ТР ТС 018/2011, его требования не распространяются на следующие виды транспортных средств:

  • технику, которая не может ехать быстрее 25 километров в час;
  • спортивные автомобили;
  • ретроавто старше 30 лет (для легковых) и 50 лет (для автобусов и грузовиков), восстановленные до оригинального состояния;
  • транспорт, ввозимый временно — например, на выставки или соревнования (до 6 месяцев);
  • автомобили переселенцев, беженцев и дипломатов;
  • военную и спасательную технику.

Расширять этот список не планируют.

Что изменится в октябре 2025 года

С 20 октября 2025 года вступает в силу Решение Совета ЕЭК номер 45, которое уточняет понятие "единичное транспортное средство".

Теперь к таким средствам, которые физлица могут ввозить для личных нужд, относятся:

  • легковые автомобили;
  • мотоциклы, мопеды, квадроциклы, снегоходы;
  • автобусы до 12 мест и грузовики массой до 5 тонн.

Чтобы ввести машину в обращение, нужно получить СБКТС — свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Без него нельзя:

  • растаможить авто;
  • оформить электронный паспорт (ЭПТС);
  • уплатить утилизационный сбор;
  • поставить машину на учет.

С октября физические лица не смогут получить СБКТС на коммерческую технику — например, грузовики и спецмашины. Их ввоз будет запрещен.

Исключение — индивидуальные предприниматели. Они смогут ввозить коммерческую технику старше трёх лет, если оформят её на себя и получат СБКТС.

"Дополнительно сообщаем, что преждевременно говорить о влиянии запрета на ввоз автомобилей старше 7 лет на стоимость подержанных автомобилей на внутреннем рынке, а также о планируемых дополнительных мерах поддержки для граждан (льготное автокредитование, субсидии, утильсбор) в случае принятия таких ограничений, так как вопрос запрета такого ввоза на сегодняшний день не обсуждается ни внутри страны, ни на площадке ЕЭК".

Китайские автомобили заполонили дороги Казахстана! А ты разбираешься в них? Мы поможем! Заходи в наш спецпроект вселенная китайских авто - все о марках, брендах и производителях!