В Алматы продолжается реализация Плана мероприятий по охране атмосферного воздуха, подготовленного природоохранной прокуратурой города совместно с управлением экологии, передает kazlenta.kz со ссылкой на акимат.
По экспертным данным, около 60% загрязнения воздуха в мегаполисе связано с автотранспортом, поэтому контроль выбросов усиливается как на дорогах, так и на автобазах. В этом году в план включена отдельная работа по проверке коммунальной, пассажирской и грузовой техники. Передвижные экологические лаборатории выезжают на места эксплуатации транспорта, чтобы фиксировать показатели выхлопов и выявлять возможные превышения.
Очередной экологический рейд состоялся в Турксибском районе, где сотрудники управления экологии, полицейские и экоактивисты проверяли легковые автомобили и автобусы. Водители получали рекомендации по устранению выявленных нарушений, а передвижная лаборатория ТОО «Ренессанс плюс» фиксировала техническое состояние транспорта и уровень выбросов.
В последние годы после усиления работы экопостов в городе доля автомобилей, превышающих нормы по токсичности выбросов, снизилась. Однако общий уровень окислов азота и других загрязнителей остается высоким. Количество электромобилей растет, но их доля пока небольшая, поэтому ощутимого влияния на экологию города они не оказывают, – отметил старший эколог компании «Ренессанс плюс» Исламбек Нурмагамбетов.
Экологист Евгений Мухамеджанов, принявший участие в рейде, подчеркнул, что действующие нормы учитывают не все виды загрязняющих веществ.
Каждый раз мы фиксируем показатели, по которым можно привлечь водителей к ответственности – и у большинства они в пределах нормы. Но есть и другие вещества, которые серьезно влияют на качество воздуха, и у нас нет инструмента для контроля. Нам необходимо обновление требований и стандартов. Если мы сделаем это сегодня, через несколько лет сможем дышать нормальным воздухом, – добавил он.
Представители автобусных парков в свою очередь добавили, что на линию выпускаются только новые автобусы на природном газе, за которыми тщательно следят. Цель городских автопарков – обеспечивать стабильную работу транспорта и минимизировать загрязнение атмосферы.
По словам руководителя департамента атмосферного воздуха ТОО Eco Almaty Айданы Касен, рейдовые проверки проходят по всему городу. В одном из последних рейдов было проверено 20 автомобилей, у двух выявлены превышения нормы.
Эксперты отмечают, что для некоторых классов техники в Казахстане стандарты выбросов пока не установлены, поэтому фактические показатели фиксируются для дальнейшей стандартизации.
В этом году на 19 стационарных и 2 передвижных экологических постах в Алматы проведено 186 385 замеров выбросов, составлено почти 20 тыс. административных протоколов по статье 334 КоАП РК, включая предупреждения и штрафы на общую сумму более 653 млн тенге. Эти меры показывают, что система контроля работает, но дальнейшее совершенствование стандартов и нормативов остается ключевым шагом для снижения загрязнения воздуха в Алматы.
По имеющимся проблемным вопросам по совершенствованию нормативной базы акиматом города Алматы готовится ряд предложений в центральные государственные органы для актуализации действующего природоохранного законодательства.