Меры по профилактике буллинга усилили в образовательных учреждениях Астаны

Фото: Акимат Астаны

Во всех образовательных учреждениях Астаны ведется системная работа по профилактике и предупреждению травли детей. Принимаемые в рамках нарратива «Закон и порядок» меры создают условия, направленные на формирование уважения прав и интересов учащихся и культуры нулевой терпимости к буллингу, передает kazlenta.kz со ссылкой на акимат.

Ежегодно в организациях образования столицы к началу учебного года утверждают план по профилактике буллинга. Среди основных мер:

– Повышение осведомлённости обучающихся, педагогов и законных представителей о профилактике буллинга через беседы, правовые всеобучи, классные часы, родительские собрания и внеурочные мероприятия не реже одного раза в четверть;

– Повышение профессиональной компетентности педагогов через участие в семинарах, вебинарах, мастер-классах, коучингах, конференциях, форумах и панельных дискуссиях;

– Информирование детей и родителей о недопустимости травли;

– Незамедлительное реагирование на признаки буллинга;

– Оказание социальной и психолого-педагогической помощи специалистами с обязательной регистрацией консультаций в журнале учёта педагога-психолога;

– Проведение мониторинга условий образовательной среды и соблюдения прав обучающихся;

– Рассмотрение вопросов профилактики буллинга на заседаниях коллегиальных органов с участием родительского комитета.

К работе по профилактике буллинга привлекаются представители родительской общественности, государственных органов и неправительственных организаций, деятельность которых не противоречит защите прав участников образовательного процесса. При поступлении информации о факте травли она регистрируется ответственным лицом и в течение одного дня доводится до руководителя организации образования или местного исполнительного органа в сфере образования.

По словам специалистов, во многих случаях дети становятся объектом буллинга из-за отличий от сверстников, слабости в самозащите и застенчивости. Буллинг чаще встречается среди подростков с недостаточно развитыми навыками общения и трудностями в управлении эмоциями.

Стать жертвой буллинга ребёнок может как из-за личностных особенностей, так и под влиянием окружающей среды. Замкнутость, застенчивость и низкая самооценка делают ребёнка уязвимым, а отсутствие поддержки и агрессивная атмосфера повышают риск травли.

Родители и учителя могут заметить признаки буллинга по следующим сигналам:
– Эмоциональные и поведенческие изменения: резкие перепады настроения, тревожность, стремление к одиночеству, отказходить в школу, нарушения сна.
– Социальные признаки: изоляция, изменение отношений со сверстниками, нежелание общаться с одноклассниками.
– Физиологические и телесные признаки: непонятные синяки и травмы, порванная одежда, жалобы на головную или боль в животе, усиление психосоматических симптомов.
– Академические изменения: снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, уменьшение активности на занятиях.
– Признаки, связанные с вещами: частая потеря или порча личных вещей, просьбы о деньгах.

При появлении таких признаков психологи рекомендуют родителям и педагогам проявлять сочувствие, мягкость в беседе с ребёнком, оказывать поддержку и предпринимать меры для обеспечения его безопасности.