Фото:
В Атырауском городском суде №2 началось главное судебное разбирательство по делу о массовой гибели рыбы в реке Урал в декабре прошлого года. На скамье подсудимых - экс-директор КГП «Атырау Су Арнасы» Руслан КУРМЕТОВ, его заместитель Виктор СУЩЕНКО и начальник водоочистной станции Михаил ЧУРСИН. Сидели они не в стеклянной клети, а рядом с адвокатами (мера пресечения к ним на время следствия и суда применена в виде подписки о невыезде), передает Ак Жайык.
Сторону пострадавших представляют главный специалист территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Асель ИЩАНОВА и ведущий специалист отдела ихтиологического мониторинга и регулирования рыболовства той же инспекции Маншук ТЕМЕШЕВА, директор Урало-Атырауского осетрового рыбоводного завода Гильман САРСЕМАЛИЕВ, начальник атырауского участка ТОО «Луговской конный завод» Аманжан ШАУДАНОВ и его сотрудник Самат АКСАНБИЕВ. Интересы ТОО «Луговской конный завод» будет защищать юридическая компания из Алматы.
Председательствующий судья Дауренбек ДАУМОВ уведомил участников процесса, что в его ходе будут рассмотрены все ходатайства. И сразу выступил адвокат Бауыржан УРАЗОВ:
- В ходе расследования было установлено, что как раз начиная с июля до декабря 2018 года АО «Павлодарский речной порт» проводило на Урале дноуглубительные работы. Там предусмотрена возможность платы за ущерб окружающей среде в случае нанесения ущерба рыбным ресурсам. Прошу приобщить этот договор к материалам дела.
Государственный обвинитель Жаксылык СИКИМОВ приступил к чтению обвинительного заключения, которое заняло как минимум час.
- Из-за отравления хлором реки Урал погибло 14 тонн 273 кг частиковой рыбы, причинённый ущерб - 13 млн 924 тысяч тенге. Далее, согласно подсчётам инспекции лесного хозяйства и животного мира, ТОО «Урало-Атырауский осетровый рыбоводный завод» причинён ущерб в размере 429 млн 76 тысяч тенге. В ТОО «Луговской конный завод» погибло около 100 тонн рыбы осетровых пород, ущерб – 626 млн 427 тыс. тенге. Согласно выводам комплексной судебно-экологический экспертизы, рыба погибла в результате поступления в воду высокотичного вещества хлора со стороны КГП «Атырау Су Арнасы, - закончил прокурор.
Судья Даумов спросил у подсудимых, согласны ли они с обвинительным заключением и признают ли свою вину в полном объёме или частично. Все трое ответили, что нет, не признают.
- Сторона защиты, дадите ли вы пояснение относительно позиции своих подзащитных? – спросил Даумов.
- Сточные воды водоочистки не зря называют условно-чистыми, и в них нет и не может быть такого большого объёма хлора, о котором говорит обвинение. Иначе население давно бы отравилось. Поэтому наши подзащитные в полном объёме не признают свою вину! – заявил адвокат Амантай ДЮСУПОВ. Его поддержал Уразов:
- В обвинительном заключении не указаны имена конкретных экспертов, привлечённых следствием. В ходе расследования не установлено, в каком количестве было выброшен хлор, и даже есть формулировки «возможно, это был хлор». Далее, эксперты установили, что осетровые погибли от аммиака, но в ходе следствия никак не доказано, что аммиак исходил от «Атырау Су Арнасы». Много нестыковок, нет фактов, только предположения.
Маншук ТЕМЕШЕВА
Затем судья дал слово Маншук Темешевой:
- Впервые непонятные явления по ихтиофауне стал наблюдаться 2 декабря 2018 года. Тогда мы обнаружили на Перетаске очень много молоди рыбы, в основном семейства карповых – карась и чехонь. В ходе наблюдений было установлено, что рыба прошла через мелкоячейные сети рыбозащитного устройства АО «ТЭЦ», и уже в мёртвом виде вышла в трубу под дорогой на канале Перетаска. Мы рекомендовали ТЭЦ установить противосорную сетку, но рыба все-таки металась, хотя бы в этот период она должна была быть в спячке.
По словам Темешевой, первую мертвую рыбу они обнаружили 3 декабря в 16 часов под сточной трубой КГП «АтырауСуАрнасы».
- Потом мы дошли до Тендыка, выше водоочистных станций КГП «Атырау Су Арнасы» - там мёртвой и снулой рыбы не было. В Тендыке рыбаки спокойно рыбачили. Что касается найденной мёртвой рыбы – у них жабры кровоточили, но чешуя была чистой. Это – сильный ожог.
- Хлор дает такой эффект?- спросил судья Даумов.
- Я не знаю, так как у меня нет лабораторных данных. Мёртвую рыбу мы сдали на ветеринарное исследование. Мы ежедневно извлекали мертвую рыбу и сдавали в ТОО «СпецАвтоБаза».
- Как запах был в районе водоочистки КГП «АтырауСуАрнасы»?- спросил прокурор Секимов.
- Удушающий. Рыба лежала подо льдом лентами. Никогда такого раньше не видела...
Судебный процесс продолжится 14 июля.