Не моя роль
30-летняя Анастасия и 27-летний Сергей вместе четыре года. Молодые люди выросли в благополучных семьях, получили высшее образование, имеют множество увлечений. У каждого из них работа, которая приносит удовольствие: Сергей — таргетолог (специалист по рекламе — прим. автора), Настя — брейдер (мастер по плетению кос). И они твердо решили для себя, что в их семье детей не будет.
— Я никогда не мечтала о детях. В 25 - 26 лет осознала, что не хочу иметь их в принципе, — рассказывает Настя. — Сначала немного испугалась, решила, что со мной что-то не так. А потом нашла группу в социальной сети, где тысячи людей приняли такое же решение. Я читала их истории около двух месяцев, это помогло мне расставить всё по местам и успокоиться. Когда в моей жизни появился молодой человек, открыто ему сказала, что я чайлдфри. И Сережа меня поддержал! Я не искала единомышленника намеренно, как-то совпало. Мы с Сергеем предельно честны в отношениях, не думаю, что он скрывает от меня мечты о детях. По-моему, настаивать на детях — репродуктивное насилие. И оно недопустимо в отношениях между адекватными людьми. Друзья нас поддерживают, родители тоже. Резкого негатива не встречали ни от кого. Быть родителем — это право, привилегия, призвание, если хотите, но никак не обязанность.
Оказалось, что молодой человек Анастасии Сергей понял, что не желает иметь потомство, будучи еще в очень юном возрасте.
— Мысли о том, что я не хочу собственных детей, впервые появились в 10 - 15 лет, — говорит Сергей. — Я часто сталкивался с ситуацией плохого обращения с детьми, вырос в неблагоприятном районе. Все мои сверстники, с которыми я дружил, были из неполноценных или неблагополучных семей. Когда ты наблюдаешь почти каждый день, какие отношения складываются в таких семьях, это заставляет задуматься о многих вещах. Я к тому, что если у человека нет желания и возможности тратить себя на детей, зачем они ему? Растить их несчастными?
Сергей уверен: на то, чтобы вырастить здорового во всех смыслах ребенка, необходимо иметь хороший доход, жилье, тратить на воспитание большое количество сил.
— У меня много личных планов и целей, которые мне нужно осуществить. А наличие собственных детей сделает это практически нереальным.
Нет времени
Виталию 40 лет. Живет в гражданском браке на протяжении 15 лет. Он — трэвел-эксперт (эксперт по путешествиям — прим. автора) и идеологический чайлдфри.
— Когда много ездишь и видишь мир, то начинаешь избавляться от навязанных традиционным обществом шаблонов. Начинаешь понимать, что жить можно как-угодно, любым интересным и приятным тебе образом. Наверное, это со мной и произошло, — делится размышлениями Виталий.
С гражданской супругой Еленой мужчина никогда не обсуждал даже возможности иметь детей.
— Наверное, у нас сразу были совершенно другие и более интересные планы друг на друга и на жизнь, — улыбается Виталий. — У Лены есть уже взрослый ребенок от предыдущих отношений (он никогда не жил вместе с нами). Она сама периодически говорит, что мне противопоказано иметь детей. Мол, я сам большой ребенок!
Решающим аргументом в пользу жизни без детей Виталий считает время. А точнее, возможность его использования по своему усмотрению.
— Время — весьма ограниченный ресурс. И так получается, что люди делают либо историю, либо детей. Так вот я стараюсь делать историю, — смеется мужчина. — Для меня есть вещи в жизни интересные и неинтересные. Так получилось, что дети попали во вторую категорию. Нет, я охотно встречаюсь со школьниками и студентами. В наше географическое общество приходят подростки, в развитии которых я заинтересован. Я всегда шучу, что свой отцовский инстинкт я реализую на работе.
Предпочитаю вкладываться в себя
Дизайнер Евгения не замужем.
— Одноклассницы, в отличие от меня, уже на выпускном в школе строили планы на будущее, мечтали о семье и детях, — делится Евгения. — Мне говорили: исполнится 20 лет, и материнский инстинкт проснется. Потом — что к 25-ти годам я точно захочу детей, затем, что желание у меня непременно появится после 30-ти. Сейчас мне 40. И я могу с полной ответственностью заявить, что не жалею об отсутствии детей. И не вижу смысла обзаводиться спутником жизни. Ранее в моей жизни было двое мужчин, от которых я сбегала, как только начинались разговоры о детях. Признаюсь, я очень редко видела счастливые семьи, а семьи, прожившие вместе до глубокой старости и сохранившие какие-то чувства, — никогда. Хотя, конечно, не исключаю, что они есть.
Отчасти на решение Евгении, по ее мнению, повлияло суждение, навязанное родственниками в юности. У женщины отрицательный резус-фактор крови, это послужило причиной массы предостережений.
— Если разобраться, с этой темой близкие были знакомы лишь поверхностно. Но мой неокрепший ум подростка впитывал информацию, что я никогда не смогу родить здорового ребенка, у меня либо будет выкидыш, либо родится ребенок с ограниченными возможностями. Видимо, эти семена также дали впоследствии свои плоды, — предполагает дизайнер.
Евгения уверена, дети — не единственное, что наполняет мир вокруг смыслом. Можно участвовать в жизни и по-другому.
— У меня огромное количество разноплановых увлечений. Я профессионально занимаюсь танцами, увлекаюсь фланкировкой парными саблями и рукоделием, пишу книги, посещаю художественную студию. Также я донор: сдаю кровь четыре раза в год и рада, что могу таким образом помочь и даже спасти чью-то жизнь, — перечисляет женщина. — Кроме этого, у человека есть особенность привыкать к одиночеству и к тому, что свободное время он может тратить только на себя. И чем дольше это продолжается, тем труднее потом нарушить привычный ритм. Да, я позволила себе думать о своем собственном благополучии и счастье, но никому не навредила этим.
Время от времени у Евгении возникают трудности в отношениях с людьми, которые не понимают ее выбора.
— Люди обычно недоумевают и осуждают меня за то, что у меня нет детей. Формулировку "Ты должна родить для себя" я слышала бесчисленное количество раз, — качает головой женщина. — "Для себя" — но разве мы собственники наших детей? Для чего мы хотим иметь их? Чтобы что-то дать — жизнь, воспитание, возможности, открыть мир — или чтобы получить тот пресловутый стакан воды?
Хотя многие моменты вызывают вопросы и могут быть спорными, стоит отметить, что в резонности некоторых доводов не откажешь. Однако очень часто чайлдфри приходится сталкиваться с непониманием и негативом со стороны окружающих. Мы попытались узнать, как жители Усть-Каменогорска относятся к этому явлению. И результаты оказались неожиданными. Выяснилось, что в целом горожане не склонны поддерживать философию "сознательно бездетных", но при этом и не осуждают их. А вот какие комментарии удалось получить у психолога.
— Явление чайлдфри существует давно. Сам термин появился сравнительно недавно, в ХХ веке, но как факт такое явление не ново, — комментирует практикующий психолог, гештальт-терапевт Анна Мочалкина. — Как самостоятельное течение чайлдфри зародилось еще в 60-х годах прошлого столетия в США, в странах СНГ получило распространение после распада Советского Союза. Люди стали осознавать, что у них есть выбор, что социум больше не давлеет над ними и у них есть возможность следовать своим собственным интересам. Трудно сказать, кто более расположен к решению отказаться от деторождения — мужчины или женщины. Но есть наблюдение, что среди идейных бездетных наибольший процент успешных женщин. Образованных, самодостаточных, сильных, преуспевших в карьере, с хорошим доходом. А вот мужчины, которые утверждают, что не хотят иметь детей, обычно менее успешные, мало чего добившиеся в жизни, не имеющие возможности или желания содержать семью, и в целом их социальный статус невысок. Как ни странно, с развитием прогресса, улучшением качества жизни некоторые люди склонны направлять свою энергию не в семейное русло, а в какие-то сторонние вещи. В то же время для многих вопрос ресурсозатрат становится ключевым в принятии решения отказа от детей. Например, человек не хочет привязывать себя к одному месту, брать ипотеку и тянуть лямку, грубо говоря. В этом случае он выбирает для себя свободный образ жизни, не обременяясь созданием семьи.