"Никчемные переговорщики" - так Председатель Мажилиса охарактеризовал качество работы представителей Казахстана в Евразийской экономической комиссии. Вывел из себя Нурлана Нигматулина затянувшийся процесс по созданию единой базы учета автомобилей на территории ЕАЭС. Переговоры по этому вопросу начались еще в 2014 году. Тогда планировали управиться за год, не получилось. В 2018 году анонсировали нововведение, обещали электронные техпаспорта к концу 2019 года и опять ничего не вышло, передает СИ «Kazlenta.kz» со ссылкой на Первый Канал Евразия.
НУРЛАН НИГМАТУЛИН - ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК:
"Если шахтер мало угля добывает, значит, он плохой шахтер. Если государственный чиновник работает так, что нет результата на страну, значит, он плохой чиновник. Схема простая. Нам это всем нужно помнить, от простого специалиста до министра". Под казахстанскими чиновниками закачались кресла. Очередная громкая инициатива шагнуть вперед в цифровое будущее и интегрировать все автомобили на территории ЕАЭС в одну базу, не выполнена в срок. И это уже не в первый раз.
КАИРБЕК УСКЕНБАЕВ - ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-МИНИСТР ИНДУСТРИИ И ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ РК:
"По первому решению мы думали воплотить идею в дело 1 ноября 2019 года. Но, так как не были готовы страны, входящие в ЕАЭС, мы его дополнительно продлили на еще 1 год, до 1 ноября 2020 года. Но мы не можем утверждать полностью, что 1 ноября 2020 года будет система внесена. Казахстан со своей стороны выполняет все необходимые работы".
НУРЛАН НИГМАТУЛИН - ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК:
"Не можете вести переговоры? Уходите, другие будут вести переговоры. Так будут договариваться, чтобы не как здесь получилось. С 2014 года до 2020 года. 6 лет, а 1 год давали на все, чтобы договориться со всеми участниками. Вы 6 лет ведете переговоры. С людьми, которые сидят у нас годами в комиссиях, в ЕВРАЗЭС, везде. Они должны работать на Казахстан. Спят там с утра до вечера и, в конце концов, пропускают вещи, от которых затем страдают простые граждане". Перейти на общие базы страны-участницы ЕАЭС планировали еще в 2014 году. У автовладельцев должен был появиться дополнительный документ, невидимый для глаза и не занимающий места в портмоне. Так называемый электронный техпаспорт должен был хранить в себе все данные об автомобиле и владельце, доступные на территории Союза.
ЕРБОЛ СЕЙПИЛОВ – ДИРЕКТОР ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ АССОЦИАЦИИ КАЗАХСТАНСКОГО АВТОБИЗНЕСА:
"Электронный паспорт транспортного средства - это уже идет полная информация об автомобиле. Когда он был выпущен, кем, какие он имеет сертификаты соответствия, когда этот автомобиль встал в 1-й раз на учет, сколько раз был перепродан этот автомобиль, был ли он в других странах-государствах членах ЕАЭС". Правда, есть одно но. Нынешний техпаспорт и вводимый электронный паспорт транспортного средства, хоть они и созвучно называются, и информацию содержат похожую, друг друга не исключают. А еще все эти новшества не будут для казахстанцев бесплатными. Предварительно первичная регистрация в этой базе обойдется в 3 тысячи 300 тенге и 1 тысячу 400 придется вносить за каждые изменения. К примеру, если вы захотите изменить цвет. "У нас, я так понял, ничего не используется целесообразно. Те же самые права с чипом давно уже запланировали. То есть там, чтобы какая-то информация хранилась. А я так понял, там до сих пор ничего не хранится".
"Что бы они не придумали, они всегда сделают. Так что наше мнение как бы не всегда учитывается".
Заработает ли общая база после очередной отсрочки, теперь уже в ноябре 2020 года, сказать сложно. А потому все эти условия еще не раз могут изменить. Так что беспокоиться казахстанцам пока не о чем.