В феврале власти Саудовской Аравии помогли вернуть на родину 21 казахстанку, ставшую живым товаром в притонах Бахрейна. В министерстве иностранных дел РК сообщили, что все девушки благополучно добрались до дома. Две из них согласились рассказать корреспонденту BaigeNews.kz, как попали в Бахрейн и что на самом деле происходит в отелях арабского государства.
Диана (имя изменено – прим. авт.) оказалась в заточении в 18 лет. Местным сутенерам ее продала подруга. До того, как стать жертвой сексуального рабства, девушка работала барменом в Алматы.
"Подруга предложила полететь в Бахрейн и поработать барменом там. В Саудовской Аравии запрещено пить алкоголь, и все прилетают в Бахрейн. Оказалось, что платят 300 тысяч тенге в месяц. Я была еще ребенком, когда решила туда поехать. Так вот подруга позвонила кому-то, попросила денег мне на паспорт и на билеты", - вспоминает девушка.
По прилету в Бахрейн Диану встретила девушка, которая сопровождала ее до отеля, где их ждал высокий мускулистый мужчина.
"Он сказал, что знает, кто я. Назвали мое имя и фамилию, адрес, где живут мои родители, назвал их имена. И пригрозил, что им будет плохо, если я попытаюсь сбежать или что-то с собой сделать. Я не понимала, что происходит и кто этот человек. Я не знала английский. Мне ответили, что это мой сутенер, а моя подруга меня сюда продала", - рассказывает Диана.
С этого момента жизнь девушки перевернулась. Отель стал местом ее заключения. Документы и паспорт у Дианы отобрали и пообещали регулярно наказывать, если поставленный план не будет выполнен.
"Босс сказал, что чем лучше я буду работать, тем раньше меня отпустят. За хорошую работу мне будут делать подарки. Но я попросилась обратно домой. Тогда мне пояснили, куда я попала. Вместе со мной тогда привезли еще восемь девочек из Украины, России и Германии. Все они говорили по-русски", - продолжает свой рассказ Диана.
В первый день рабства новеньким дали хорошенько выспаться, а к вечеру разбудили и приказали одеться и накраситься. Вновь прибывших здесь выставляют на аукцион.
"Не паясничай! Иначе мы отправим тебя к Папе - так в отеле называли босса. В день нужно было обслужить порядка 20 человек. Работа начиналась в три часа дня, а спать ложились в девять утра. Иногда спать и вовсе не удавалось, потому что мы подстраивались под клиентов. Перемещались только внутри отеля, выходить на улицу было нельзя, девочки охранялись", - говорит она.
Помощи у клиентов девушки просить не пытались. Среди них могли оказаться подставные люди Папы, которые докладывали ему о любых нарушениях.
"Папа как-то узнавал, если мы у клиента попросили сигарету или покушать что-то. Он узнавал и наказывал. Под запретом также были наркотики, алкоголь и даже кальян. Грозился отрезать пальцы или прижечь все мои татуировки. Он всегда так угрожал. Алкоголь разрешался, если клиент нас снял на сутки или на шесть часов. Девушки обязательно предохранялись. Это было обязательным условием. Тех, кто не предохранялся, жестоко осуждали свои же", - поделилась Диана.
Общаться с родными девушкам разрешали, но всегда контролировали, о чем они говорят и что пишут. Семье Диана сообщила, что работает в Бахрейне барменом, как и предполагалось изначально.
"Родители ни о чем не подозревали, потому что я работала с 16 лет и была очень самостоятельной", - говорит Диана. За время пребывания в Бахрейне она успела выучить английский и арабский языки.
Неизвестно, как сложилась бы судьба казахстанки, если бы не один случай.
"Однажды из другого отеля к нам перевели девушку. Подозревали, что она вместе с клиентами употребляла наркотики, и девочкам сказали следить за ней. Ее часто били, потому что она плохо работала, и постоянно отправляли к Папе. В один из таких дней она вышла от Папы в ожогах и вся тряслась. Я помню, что она попросила ее накрасить. Затем взяла ведерко, сложила туда одежду и сверху прикрыла полотенцем, якобы прибраться в другой комнате, а вместо себя посадила названную сестренку, с которой выросла в Казахстане в детском доме. Переоделась и сбежала", - вспоминает Диана.
Побег из отеля всполошил всех менеджеров. Девушкам приказали собрать вещи и отвезли их в другой отель. Сутенеры ожидали визита полицейских. Но проверки не было.
"Позже сбежавшая девушка вернулась. Мы все думали, что ей пришел конец, и ее убьют. "Лучше бы ты сидела тихо, и когда-нибудь тебя бы отпустили домой" - ругали ее девушки, но в ответ она лишь сказала: "Ждите", - рассказывает Диана.
Спустя время на притон устроили облаву. Спящих девушек разбудили полицейские, а менеджер успела скрыться.
"Со всех камер забрали видеозаписи, искали ту девочку, спросили про нашего Папу. Но ни он, ни менеджер на связь не выходили. Мы подумали, что нас могут посадить. Началась паника. У нас нет паспортов и телефонов. С нашим менеджером Татьяной мы встретились уже в полицейском участке. Она заверила, что Папа нас вытащит, у него есть связи. Перед допросом она сидела рядом и шептала, чтобы я защищала ее и Папу, если не хочу сесть в тюрьму. На допросе Татьяна уверяла, что девочки сами выбрали такую работу, а Папа лишь продавал им одежду", - говорит Диана.
В первый и во второй день допроса Диана покрывала сутенера и менеджера, тогда следователь решила показать ей одно видео.
"На третий день самый главный следователь Марьям начала кричать на меня: "Зачем ты их защищаешь? Ты хочешь, чтобы тебя тоже посадили? Ты хочешь полететь домой без денег, из-за которых они мучают тебя здесь? Заставляли, били, издевались над тобой?". Я все отрицала. Позже Мариям решила показать нам по камерам, как Татьяна вместе с Папой собирала наши деньги и хотела сбежать. Я была в шоке. И решила рассказать Марьям, как все было, что Папа - наш босс, что он бил нас плетками и прижигал углем. Одной девушке он прижег нос и гениталии", - рассказала Диана.
Вскоре ее вместе с другими казахстанками вернули на родину. Сейчас девушка находится вдали от всего кошмара, который ей пришлось пережить. Однако ей, как и остальным вернувшимся домой, предстоит длительная психологическая реабилитация.
24-летняя Алина (имя изменено – прим. авт.) работала парикмахером в салоне красоты. Однажды в разговоре со своей клиенткой девушка узнала, что та работала в Бахрейне. Тогда Алина обеспечивала всю семью, отца-инвалида, мать и семерых братьев и сестер.
"Клиентка оставила свой номер. Я долго не решалась позвонить. Но какое будущее ждало мою семью? Братья и сестры без образования. У нас было много кредитов и куча долгов. Ситуация была тяжелая", - вспоминает Алина.
После телефонного звонка все произошло очень быстро, загранпаспорт был готов. Встретил Алину в Бахрейне таксист, по дороге к менеджеру он расспрашивал девушку, почему она приехала и готова ли к такой работе.
"Он спросил, осознаю ли я куда еду. Но когда я приехала в отель, все было не так, как я ожидала. Мне сказали, что только один клиент будет, а оказалось там не один, а много. Мне неудобно говорить, сколько мужчин нам приходилось обслуживать каждый день, но могу сказать, что в первое время я была в шоке, я была в растерянности. Я не знала языка, я не понимала, что происходит, я просто была как будто в бреду", - вспоминает Алина.
Девушка лишь просила каждый месяц отправлять заработанные деньги ее семье. Рабочий день Алины длился 18 часов. В выходные нужно было заработать в два раза больше, чем в будни.
"Я выполняла свой план и поэтому меня никто не трогал, даже голос никто не повышал. Я не курила и не употребляла алкоголь. Об этом все знали. Я просто работала. Нас было 19 девушек из Казахстана и трое из России. Всех освободили, кроме троих менеджеров. Сейчас они находятся под следствием", - рассказала Алина.
По словам Алины, были и те девушки, кто захотел остаться, их полицейские не задерживали.
"Многие приезжают сюда не работать, а просто развлекаться, а потом жалуются, что это было рабство. Полиция нас обнаружила, когда одна из девушек сбежала из отеля. Менеджер узнал, что она торгует наркотиками, выступает в качестве посредника от клиента к клиенту, предлагает другим девушкам. За это была наказана. После чего она позвонила родителям в Казахстан и все рассказала", - говорит Алина.
После заявления стражи порядка забрали девушек из отеля в миграционную полицию. Расследование длилось три дня. Казахстанки написали заявление о желании вернуться домой и ждали решения властей.
"Через месяц нам сказали, что мы возвращаемся в Казахстан. Каждой дали по 250 долларов, чтобы добраться из Нур-Султана до дома. Сейчас нашего менеджера судят, наша заработная плата заблокирована до решения суда. Но нам пообещали ее выплатить, плюс выплатить компенсацию за моральный ущерб", - рассказала Алина.
Девушка признается, что пошла на такой шаг только ради родителей, но надеется, что они никогда не узнают о том, через что ей пришлось пройти. Сейчас Алина намерена начать жизнь с чистого листа и планирует открыть собственный салон красоты.