Стало доброй традицией рассказывать об экспонатах музея Департамента полиции СКО. Об одном из них руководитель музея Любовь Осинская поведала накануне 13 марта, сообщает kazlenta.kz.
Этот день не встретить в списках памятных дат, но для истории края он имеет значение. В этот день ровно 102 года назад на заседании Акмолинского уездного Совета комиссару милиции М. Грязнову было поручено «…принять меры к незамедлительному осуществлению замены всех членов милиции и служащих в уезде соответствующими лицами, отвечающими духу времени, и в дальнейшем строго следить за добросовестным выполнением всеми служащими милиции своих обязанностей…»
Речь шла о народной милиции — структуре, которой Временное правительство попыталось заменить упраздненную полицию. Именно о ней напоминает красный треугольник с буквами «П.Н.М.», что означало «Петропавловская народная милиция», хранящийся под витриной музея.
«Это был, в сущности, стихийный орган — одна из первых попыток самоорганизации граждан для отпора разгулу преступности, — поясняет руководитель музея ДП СКО Любовь Осинская. — Руководство народной милиции была выборным. Это оказалась не лучшая практика. Постепенно на территории области было сформировано профессиональное подразделение, давшее начало новым органам охраны правопорядка…»
Нашивка с буквами «П.Н.М.» — копия, оригиналы, к сожалению, не сохранились. Тем не менее, экспонат по-своему уникальный. Дело в том, что народная милиция не подразумевала никакой формы. Лишь кое-где, по собственной инициативе, её представители носили красные банты или ленты на головных уборах. Не было изначально формы и у рабочей милиции, которая была создана уже через три дня после Октябрьской революции. Тогда сочли, что форма — это символ дистанции между государством и народом. Однако практика показала, что знаки отличия необходимы. Самыми первыми были нагрудный знак и значок на головном уборе. В 1920 году к ним прибавилась нарукавная нашивка, на которой крепился металлический значок. Единую форму для стражей порядка начали разрабатывать только с окончанием Гражданской войны, в 1923 году.
Обмундирование и знаки различия милиции менялись неоднократно — основные вехи этого процесса можно увидеть в музее ДП СКО.
Широко представлены образцы обмундирования 1960-х годов. Синюю форму участкового инспектора РОВД Тимирязевского райисполкома А.И. Батенкова, служившего в органах с 1957 по 1970 годы, многие посетители сперва принимают за форму сотрудника ГАИ — главным образом благодаря мотоциклу, установленному на стенде. Всего же на манекенах музея можно увидеть 16 полных комплектов обмундирования разных годов. Кроме того, на витринах выставлены 5 кителей бывших начальников областного УВД и 2 кителя сотрудников, погибших при исполнении обязанностей.
Шевроны в милицейской форме не употреблялись. Нарукавные знаки встречались у отдельных служб, например, ГАИ. Применялись петлицы, указывавшие на принадлежность к тем или иным службам, так что по взгляду на них можно было отличить связиста, следователя и так далее.
В 1991 году, после обретения независимости, серая форма осталась прежней, но петлицы исчезли, а естественной частью полицейской формы стал шеврон, указывающий на принадлежность к системе МВД. Первоначально это был казахстанский флаг на красном поле.
Привычная эмблема Министерства появилась на шевронах с введением новой формы в 2005 году, с государственного флага на него перешёл гордо расправивший крылья орёл.
Всё это многообразие начиналось с красного треугольника — далёкого предшественника современной формы стражей порядка.