Бензин — плюс, дизель — минус. Что происходит с производством топлива в Казахстане?

Фото: Pixabay.com

За 5 месяцев 2020 года в стране было произведено 1,8 млн тонн бензина, включая авиационный, — на 11,8% больше, чем в январе–мае прошлого года. Производство дизельного топлива, напротив, сократилось на 8,3% за год, до 1,8 млн тонн.


Наибольший объём выпуска бензина пришёлся на Шымкент: 781,5 тыс. тонн (плюс 25,5% за год). В Шымкенте расположен нефтеперерабатывающий завод ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (ПКОП).


Лидером в производстве дизтоплива по итогам пяти месяцев стал Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ): 627,3 тыс. тонн. Ещё 586,3 тыс. тонн выпустили на Павлодарском нефтехимическом заводе (ПНХЗ). Оба завода контролируются АО «НК „КазМунайГаз“».


 

По итогам четырёх месяцев текущего года казахстанские компании обеспечили 92,2% спроса (экспорт плюс реализация на рынке) на дизельное топливо. На фоне спада производства заметно вырос импорт в секторе — на 40,6%.


По бензину спрос был полностью обеспечен казахстанскими компаниями. На экспорт было отправлено 148,7 тыс. тонн бензина — в 82,8 раза больше, чем в аналогичном периоде годом ранее. Напоминаем, на портале «Открытые НПА», предназначенном для публичного обсуждения нормативно-правовых актов, опубликован проект закона по вопросам поставок нефтепродуктов.


Проект закона предусматривает запрет сроком до 1 сентября 2020 года на ввоз в Республику Казахстан железнодорожным, автомобильным и трубопроводным транспортом бензина, авиационного и дизельного топлива. Проект находится на публичном обсуждении до 9 июля текущего года.


 

В мае 2020 года бензин марки АИ-92 в среднем в городах РК стоил 152 тг за литр — на 2,9% больше, чем годом ранее. Бензин АИ-95/96 подорожал на 2%, до 172 тг за литр, АИ-98 — на 2,7%, до 191 тг.


Летнее дизельное топливо, напротив, подешевело на 3,8%, до 185 тг.