Сельчане хотят ограничить проезд по областной дороге

Фото: кадр из видео

Жители одного из сел оказались в необычной ситуации. 10 лет они добивались ремонта дороги из своего села. Добились. А теперь, чтобы уберечь трассу, хотят регулировать трафик и не пропускать проезжающие машины. Юлия Волкова расскажет, в чем причина, и почему происходящим заинтересовалась антикоррупционная служба.


Ремонта этой дороги жители села Тогызкудук ждали годами. В 2019 году власти выделили больше 1 млрд тенге и превратили колдобины в ровный асфальт. Но трасса уже начала рассыпаться. Однако жители грешат не на подрядчика, а на местную шахту и карьер. Говорят, что асфальт испортили большегрузы и хотят запретить им здесь проезжать.


ГУЛЬЖАН ИЛЬЯСОВА – ЖИТЕЛЬНИЦА СЕЛА ТОГЫЗКУДУК:

"10 лет мы просили эту дорогу! У нас, Вы знаете, ямы были по пояс! Когда шахта открылась, их шахманы нам размозжили дорогу! А теперь, когда мы выбили этот тонюсенький асфальт, теперь шахманы не можем остановить! Этот асфальт ложился только для легковых машин!"


Люди боятся, что дорога снова придет в негодность и жители не смогут выехать в город на работу или учебу. Местные активисты даже стали выходить на дежурства с инспекторами транспортной полиции! Говорят, в день ловили по 5 нарушителей с превышением нагрузки на ось.


ГУЛЬНАРА ТЛЕУБАЕВА – АКТИВИСТКА СЕЛА ТОГЫЗКУДУК:

"Дежурит транспортная полиция: днем дежурят, ночью идут целыми караванами! Прям как поезд идет! Светится вся дорога! 11 лет существует угольный разрез, 3-й год существует каменный карьер, пускай они сделают себе технологическую дорогу, потому что этот асфальт не подлежит тяжелогрузным машинам".


Подрядчики и отдел автодорог говорят, что подлежит, если не перегружать. На деле машины провозят тоннаж намного больше разрешенного.


ДАСТАН ЖУМАКУЛОВ – ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЛАСТНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНСПЕКЦИИ:

"Если транспорт 3-осный, у него допустимо 25, фактически перевозит 32-35. Если транспортное средство 4-осное, допустимо 32, а он перевозит 40-50 тонн!" С угольного карьера за это уже уволили 3-х человек.




ЖЕНИС АБДИКЕЕВ – ДИРЕКТОР КУЗНЕЦКОГО УГОЛЬНОГО РАЗРЕЗА:

"Какие меры мы приняли, чтобы сохранить эту дорогу: железную дорогу построили, на Ботакару уголь уже не возим, 99% угля перевозится по железной дороге! По этой дороге едут частные машины! Давайте уже примем решение не пускать эти частные машины! Тогда город останется без угля!"


Решить проблему предложили 2 способами.


ОЛЖАС БУРХАНОВ – КООРДИНАТОР АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПРОЕКТА "САРЫАРКА АДАЛДЫК АЛАНЫ":

"Безусловно, 1 млрд тенге уже вложен в данную дорогу. Но зачем строить дорогу, которую придется ремонтировать каждый год? Поэтому предлагается установление стационарного поста для выявления нарушения перегруза большегрузным транспортом!"


Автоматическое весовое оборудование и фотоаппарат для фиксирования нарушений обойдется, как минимум, в 140 млн. 2-й вариант: проложить от шахты и карьера технологическую дорогу. Представители карьера говорят, что согласны на это и уже сделали спецтрассу для большегрузов. Сельчане утверждают обратное.


ГУЛЬЖАН ИЛЬЯСОВА – ЖИТЕЛЬНИЦА СЕЛА ТОГЫЗКУДУК:

"Нету технологической дороги! Мы ездили туда, они начали делать и бросили. Зачем им туда вкладываться, если можно по трассе?"


Пока здесь днем дежурят посты транспортной полиции. Останавливают, взвешивают, проверяют. Но с наступлением темноты перегруженные машины с прицепами снова пойдут по трассе. Тем временем сельские активисты и антикоррупционеры готовят письма в министерства, чтобы областную трассу снова не пришлось восстанавливать с нуля.