Великие люди степей Сарыарки: путешествие по сакральным местам (фоторепортаж)

Фото: из открытых источников

Степи Сарыарки или «золотые степи» одни из самых богатых на достопримечательности Казахстана земель. Здесь и загадочные скалы, и лечебные водоемы, и исторические объекты. Но все богатство любого места заключается в людях, которых подарила и похоронила в себе здешняя земля. В этом материале мы расскажем о захоронениях великих писателей, ученых и просветителей прошлых столетий, каждое из которых – неисчерпаемая сокровищница народа.


Культовые объекты Машхур Жусуп Копеева, Абжалап аулие, Конырбай халифе, Султанмахмут Торайгырова тесно связаны с историей,  культурой Сарыарки 19-20 веков и оформлением сакрального пространства, связанным с мазарами аулие. Эти объекты пополнили отечественную Сакральную карту, созданную в рамках реализации проекта «Духовные святыни Казахстана» госпрограммы «Рухани жаңғыру». К слову, благодаря проекту за последние 3 года облик сакральных мест заметно преобразился.



Мавзолей Машхура Жусупа Копеева.


Путешествие мы начали с самого популярного объекта в регионе. Сюда, несмотря на степную жару летом и холода зимой, непрерывно едут тысячи паломников. Это мавзолей Машхура Жусупа Копеева – земля, где захоронен человек-легенда. Его имя достойно заняло свое место в Сакральной карте Казахстана и сейчас расскажем почему.


Машхур Жусуп Копеев – один из популярнейших поэтов и литераторов конца 19 – начала 20 веков, ученый-фольклорист, историк-летописец, общественный деятель, видный представитель отрасли просвещения. Он блестяще знал не только арабский и персидский, об этом свидетельствуют его труды и на чагатайском, фарси и русском языках. Свою жизнь он посвятил просвещению казахского народа, обучал детей грамоте, описывал традиции тюркских народов, составлял точные родословные – шежире. Как общественный деятель он добивался открытия ярмарок; как геолог советовал, где и как рыть колодцы. Поэтическое море Машхура Жусупа имело много течений: он говорил о тяжбах того времени, о большом терроре, о невежестве и коррупции, но в то же время о благе и радостях, родной Сары арке и «о житье-бытье» того века.


 

Будучи человеком науки, Машхур Жусуп был очень религиозным. Его даже считали провидцем и приезжали к нему лечиться телом и духом. Известно, что помимо предсказания Первой мировой войны, он предвидел Великий джут и даже точную дату своей смерти. В 1930 году провидец приглашает родственников и друзей на поминальный ас по себе, объявив им, что проживет ровно 73 года, и просит поставить ему мазар. Просветитель сам выбрал место в степи, составил проект и руководил работой: одну комнату отвел для себя, другую для приюта паломников. Кроме того, он завещал потомкам, чтобы после смерти его не предавали земле. И 27 ноября 1931 года, ровно год спустя, его хоронят на участке Ескелды. 


 

Необъяснимо то, что тело так и осталось нетленным на протяжении нескольких десятков лет, волосы и борода его в нормальном состоянии, а мазар стал местом паломничества. На один только его юбилей, в 2018 году, в урочище одновременно собралось более 5 тыс. человек. Это потомки Машхур Жусупа, видные деятели, общественники, чиновники и все неравнодушные к творчеству поэта и просветителя.


 
Мавзолей этому великому человеку находится на территории старого некрополя. По приезде туда, мы увидели длинную лестницу: 73 бетонные ступени символизируют количество прожитых лет. Восхождение к могиле великого человека не отнимает много сил, что является важным для паломников в годах. Входная дверь украшена инкрустацией и художественной резьбой. Сама архитектура мавзолея соединяет в себе исламский и тюркский стили, на дверях начертаны суры из Корана.

На надгробии Машхура ЖусупаКопеева высечены имена предков покойного до седьмого поколения. Для удобства паломников с дальних мест здесь возведена гостиница, столовая, а также музей. Здесь представлена часть рукописей и личные вещи поэта – табакерка, портмоне, монеты, одежда, посуда, детали конской сбруи.

 

Историй у этого места много. Говорят, приехавшие на инвалидной коляске, уходят уже на своих ногах, ослепшие – прозревают, отчаявшиеся – обретают надежду и смысл жизни. Местные называют это исцелением веры. Кто-то из пришедших сюда ученых сказал очень точные слова про Машхура Жусупа Копеева: «Люди такого мощного духовного потенциала не принадлежат одному региону и даже одному народу, они принадлежат всему человечеству».


Но на этом наше путешествие по местам захоронения великих людей степи не заканчивается. Проехав 38 км, мы уже находимся у мазара Абжалап Аулие. К слову о дороге, в прошлом году трассе Экибастуз – Бескауга, ведущей к мавзолею Машхур Жусупа Копеева, уделили особое внимание. Тернистый путь к сакральному месту теперь стал ровным, а вот дальше дорогу еще не проложили.


Мазар Абжалап аулие – это одно из мест захоронений самых видных казахских деятелей культуры и истории Казахстана. Мазар представляет собой казалось бы непримечательное надмогильное сооружение в виде каменной ограды. С севера здесь виднеются два знака: железный кованый щит с именем и родом умершего и гранитный кулпытас. Однако за огороженной металлической дверцей с полумесяцем покоится еще при жизни считавшийся святым Абжалап аулие, современник Машхура Жусупа Копеева. Настоящее имя Жуматай Тышканбайулы.


 

Его называли одним из любимцев Аллаха. По рассказам местных жителей, аулие обладал особым даром быстрого передвижения, он чувствовал, когда нужна помощь и в мгновенье оказывался рядом, указывая правильный путь, за что в народе его уважали и почитали. После смерти его могила стала местом поклонения. Сюда приезжают читать молитвы не только родные Абжалап аулие, но и все верующие страны. А среди местных жителей здесь распространена религиозная практика почитания святого предка.


  


Всего в 17 км от мазара Абжалап Аулие находится мазар Конырбай халифе. Это еще один деятель области просвещения. Конырбай халифе считался святым еще потому, что принадлежал к социальной группе «кожа», которые считаются потомками первых миссионеров, исповедовавших ислам на территории Казахстана. Халифе, проповедуя ислам и обучая людей грамоте, считался также наставником в религиозной сфере, за что пользовался отдельным уважением среди народа. К слову, сведения о нем встречаются в трудах вышеназванного казахского ученого Машхур Жусупа Копеева. В одном из своих очерков Машхур Жусуп даже приводил отдельные факты его святости.


 

Объект поклонения Конырбай халифе представляет собой сооружение прямоугольной формы. Снаружи у северной стены установлен гранитный кулпытас с именем погребенного. Особенностью этого культового объекта является надмогильный знак, в виде 3-метровой железной трубы с колокольчиком наверху. Сакральный смысл данного предмета заключается в звуке. Последний, по приданию, отпугивает злых духов, очищая тем самым окружающее пространство. Звук колокольчика также напоминает духу святого о живых его потомках и оберегает их от бед. В подтверждение этому, местные жители приводят такой пример: несколько лет назад обвалилась северная часть стены мазара, это напрямую сказалась на количестве смертей среди местных жителей, а данный год остался в памяти как один из тяжелых.




Культ Конырбай халифе способствовал консолидации в морально-этическом и нравственном плане местного населения и вошел в сакральный ландшафт как Баянаула, так и всего Казахстана.


То же самое можно сказать и о следующем человеке – Султанмахмут Торайгырове. Думаем, это имя наиболее знакомое среди всех перечисленных. Один из ярчайших представителей казахской литературы – выходец из Баянаульского района, здесь родился и умер. За свою очень короткую жизнь – 27 лет – он сумел занять почетное место в истории национальной культуры. Создатель первых казахских романов был достойным преемником и продолжателем демократических традиций Чокана Валиханова, Ыбрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева. Помимо писательства, Торайгыров занимался преподавательской деятельностью, работал секретарем редакции первого казахского журнала «Айкап».


 

Мавзолей поэта-демократа стоит у озера Торайгыр, в 15 км от мавзолея Конырбай халифе. В 1958 году здесь был установлен обелиск с надписью «С. Торайгыров» и сделана металлическая ограда. Позже его обновили, а к 100-летию со дня его рождения над могилой соорудили мавзолей. На фризе вырезано имя «Султанмахмуд». Силуэтную композицию мавзолея завершают треугольные объемы на углах четверика по типу торткулака.


 

Сакральность мавзолея определяется местом выдающегося поэта и писателя в современной казахской культуре, ролью в развитии общественной жизни страны в начале 20  века. Деятельность и идеи Султанмахмута как общественной личности оказали огромное влияние на формирование национального сознания и культуры целых поколений казахов.