Как тренд на непрерывное образование может привести к «экономическому чуду»?

Фото: Pixabay.com

Культ образования, как способ решения глобальных задач


Образование влияет на человека на протяжении всей его жизни. От него зависит уровень заработной платы, умение быть конкурентоспособным специалистом. Но мир стремительно меняется, в том числе меняется перечень востребованных профессий. За свою жизнь большинство людей сталкиваются с тем, что полученных во время учебы знаний становится недостаточно либо профессия вовсе стремительно утрачивает актуальность.


Эта проблема влечет за собой ухудшение в развитии экономики, безработицу и отрицательно влияет на благосостояние людей и страны. Чтобы оптимизировать эти риски, важно модернизировать сознание людей посредством внедрения конструктивного месседжа — культа непрерывного образования.


Реформы в образовании способствует экономическому росту. Эту идею высказал американский экономист, демограф, доктор философии Пенсильванского университета Ричард Истерлин в статье «Why isn't the whole world developed?» («Почему не весь мир развит?»). Он также изучил и сопоставил изменения в образовании и экономической ситуации в разных странах мира. По расчетам Истерлина, реформы в образовательной сфере способны вызвать заметный экономический рост спустя 25 лет после их проведения. Чтобы добиться положительного влияния в перспективе, образовательная сфера должна непрерывно подвергаться мониторингу и пересмотру акцентов и стандартов образовательной системы.


Влияние образования на здравоохранение и продолжительность жизни выявили аналитики Организации экономического сотрудничества и развития. Они установили: высокий уровень образования способствует увеличению продолжительности жизни в стране. Кроме того, если увеличить на один год продолжительность обучения, то показатель валового внутреннего продукта повышается от 3 до 6% в год.


Неслучайно правительство Сингапура ставит в ранг первоочередных государственных задач непрерывное образование среди населения, особенно среди граждан старше сорока лет. Людей стимулируют улучшать свои навыки и конкурировать с молодыми специалистами на одном уровне, таким образом снижается риск остаться без работы и повышается вероятность получения стабильной высокооплачиваемой работы.



Как изменится рынок труда в будущем?


Предугадать какие профессии будут цениться в будущем почти невозможно. Поэтому в странах активно внедряется практика переподготовки кадров. Выступая на ежегодном Всемирном экономическом форуме в Давосе, который прошел в январе 2019 года, министр труда Франции Мюриэль Пенико поделилась опытом Франции по внедрению образования среди населения. В стране действует специальная программа переподготовки, которая позволяет сотруднику выбирать программу обучения.  На эти цели каждому человеку выделяется €500 в год.


Важность уровня образования среди взрослого населения отмечают и аналитики и эксперты Программы развития Организации Объединенных Наций. При расчете индекса уровня образования в странах мира, за основу берется индекс грамотности взрослого населения. Его результат составляется 2/3 комбинированного показателя. И всего 1/3 часть приходится на долю учащихся школ, студентов средних и высших учебных заведений.


 

В 2019 году лидерами рейтинга стран мира по индексу уровня образования стали Германия (индекс 0,946), Австралия (0,923) и Новая Зеландия (0,923). Среди стран СНГ в тройке лидеров находятся Беларусь (0,837), занимающая 30 место, Россия (0,832), которая расположилась на 33 месте, и Казахстан — 38 место с индексом 0,817.


На 26 место аналитики определили Грузию (0,856), на 46-ом находится Украина (0,797). 56 место в рейтинге стран мира по индексу уровня образования занимает Армения (0,759), 67 место — Кыргызстан (0,734), 73 место — Узбекистан (0,718).


Страной с самым низким рейтингом в 2019 году стал Нигер (0,247). Всего эксперты Программы развития Организации Объединенных Наций проанализировали уровень образования в 189 странах мира.         


Исполнительный председатель совета директоров компании IBM Вирджиния Рометти уверенна, что разрыв модели образования  и имеющихся навыков и знаний у населения, приведет к тому, что появится новый класс работников, ситуация на рабочем рынке может поменяться на 100%.


 

Почему казахстанцам выгодно получать образование всю жизнь?


Мир, и Казахстан, в том числе, вступил в эпоху, когда успешным сможет стать лишь человек, который умеет осваивать новые профессии и расширять навыки. Этими качествами может обладать только высокоинтеллектуальный и высокообразованный человек. Такой посыл заложен в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». «Культ образования должен быть всеобщим. И тому есть жесткая и ясная причина. Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха», — говорится в статье.


На показатель уровня безработицы влияет уровень образования. К такому выводу пришли исследователи из Университета Аризоны. Эксперты подсчитали, что выпускник с дипломом в три раза реже теряет работу, чем выпускник школы.


Исходя из данных Комитета статистики процент людей старшего возраста, имеющих высшее образование, в Казахстане непрерывно растет. Так, в 2009 году из 8 457,9 тысячи человек имели высшее образование 2 098,7 тысяч человек, среднее профессиональное образование — 2 261,5 тысяч человек. Только начальное образование было у 56,2 тысячи человек. За расчетное число брали только занятое население. В 2016 показатели существенно изменились. Так, из 8 998,9 тысячи экономически активных людей 3 205,1 тысяч имело высшее образование, 3 147,6 тысяч — среднее профессиональное образование. Начальное образование было лишь у 10,7 тысяч человек.


Чтобы знать каких профессий и специалистов государству не хватает, в Казахстане непрерывно ведется мониторинг ситуации на кадровом рынке. Во всех регионах и крупных городах работают Центры занятости населения, которые обеспечивают повышение уровня трудоустройства среди граждан.


 

Главную роль в организации дополнительного образования в Казахстане берет на себя государство. Из бюджета выделяется дополнительные средства, чтобы избавить население от безработицы и обеспечить высококвалифицированными работниками предприятия. Для безработных и самозанятых граждан организовывается бесплатное обучение по востребованным специальностям. Перечень специальностей определяется индивидуально для каждого региона благодаря мониторингу рынка труда местными исполнительными органами.


Только в 2017 году из государственного бюджета было выделено 14,6 миллиарда тенге на подготовку и переподготовку кадров.  Из 108 тысячи человек, которые обучились по программе, нашли работу 58%.


Получать образование и учиться новому выгодно для перспективных казахстанцев. Экономист, профессор экономики Колумбийского университета Джейкоб Минсер смог доказать влияние продолжительности образования на заработную плату. Исходя из статистических данных, приведенных в его труде «Образование, опыт и доходы», можно отметить, что получать новые знания выгодно для людей, так как всего один дополнительный год обучения помогает человеку расширить свои возможности и увеличить доход на 7%.  


В стране нет запретов и возрастных ограничений в образовательной сфере. Каждый человек может получать образование, как на платной основе, так и за счет государства. Компьютерная грамотность, знание иностранных языков и культурная открытость — эти факторы сегодня свойственны не только молодым специалистам, но и тем, кто получил образование в советское время, а  в XXI веке воспользовался государственными программами и инструментами самообразования.  Исходя из этого, обязательной частью жизни современного человека, вне зависимости от возраста, становится  умение организовать свое нерабочее время с учетом роста и развития, планов на перспективу.