«Вынужденный тренд, но полезный навык»: самообразование посредством онлайн-обучения

Фото: Unsplash

Онлайн-обучение становится все более распространенным явлением, будь то выбор в пользу более комфортного формата обучения, адаптации к рабочему графику или просто свобода при выборе учебного заведения или курсов. Сейчас, в 2020 году, когда мир переживает пандемию коронавируса, это стало как никогда важным.



Обучение по-новому: дистанционные занятия как «вынужденный тренд» 2020 года


К концу прошлого 2019-2020 учебного года более 1,2 миллиарда обучающихся в 186 странах пострадали от закрытия школ из-за пандемии. Меры, принятые правительствами и организациями, чтобы позволить рабочим, студентам и школьникам выполнять свои повседневные задачи из дома, подтверждают, что эти действия можно выполнять из любого места, используя только компьютер или смартфон.


Пандемия полностью подорвала систему образования, которая, по мнению многих, уже теряла свою актуальность. В своей книге «21 урок для XXI века» ученый Юваль Ноа Харари описывает, как школы продолжают уделять внимание традиционным академическим навыкам и механическому обучению, а не таким навыкам, как критическое мышление и адаптивность, которые будут более важны для успеха в будущем.


Переход к онлайн-обучению может стать катализатором создания нового, более эффективного метода обучения.


Еще до пандемии COVID-19 в образовательных технологиях наблюдался высокий рост: глобальные инвестиции в образовательные технологии достигли 18,6 миллиардов долларов в 2019 году, а общий рынок онлайн-образования к 2025 году, по прогнозам, достигнет 350 миллиардов долларов. Будь то языковые приложения, виртуальное обучение, инструменты видеоконференцсвязи или программное обеспечение для онлайн-обучения, во время вынужденного карантина наблюдается значительный рост использования всего вышеперечисленного.


В то время как некоторые считают, что незапланированный и быстрый переход к онлайн-обучению – без предварительной подготовки и недостаточной пропускной способности Сети – приведет к плохому пользовательскому опыту и отказу от перманентного использования технологий в образовательном процессе, другие полагают, что возникнет новая гибридная модель образования, которая заставляет мировое сообщество ускориться.


Казахстанские школьники, например, большую часть 2020 года обучаются дистанционно. Грядущий учебный год для большинства также начнется в онлайн-формате. Однако, по данным Министерства образования и науки РК, часть учеников будут посещать занятия: в дежурных классах и малокомплектных сельских школах – чуть более 20% обучающихся от общего числа.


Переход на новый формат произошел во многих мировых университетах. Например, Чжэцзянскому университету (Китай) удалось провести более 5000 онлайн-курсов всего за две недели после перехода с использованием «DingTalk ZJU». Имперский колледж Лондона начал предлагать курс по науке о коронавирусе, который в настоящее время является самым посещаемым курсом, запущенным на Coursera в 2020 году.


По словам Асхата Аймагамбетова, министра образования и науки, студенты также будут учиться по «гибридной» системе, слушая лекционные занятия и семинары по техническим, аграрным и природным направлениям, специальностям медицины и искусства онлайн и посещая только лабораторные и практические занятия.



Самообразование – надежный способ повысить свою ценность в конкурентной среде


Текущая четвертая промышленная революция может повлиять на 50% рабочих мест, поскольку огромный технический прогресс приводит к изменениям в том, как люди выполняют свою работу. Профессионалы, которые хотят оставаться конкурентоспособными в своей среде, должны будут постоянно повышать квалификацию. Они не могут рассчитывать на то, что образование, полученное в первой половине своей профессиональной карьеры, будет всем, что им понадобится для остальной части их трудовой жизни.


Во взрослом возрасте не существует учебной программы, обязывающей нас учиться и продвигаться по жизни или по своей карьере. Хотя до 18 лет дети развиваются очень структурировано, после этого этапа все зависит исключительно от самой личности.


Сегодня непрерывное самообразование – это путь роста для подавляющего большинства профессий. Быть в курсе рыночных тенденций и обновлять навыки – становится частью работы. Обширные знания и необходимые навыки улучшают спрос на специалистов и делают их более востребованными на рынке труда.


По мнению Рафаэля Марфила-Кармона, профессора Университета Гранады, онлайн-образование, рекомендованное для включения в учебные программы всех государств, должно стать элементом индивидуального обучения специалистов любой отрасли на протяжении всей жизни.


Согласно исследованию аналитической компании Brandon Hall Group, существуют доказательства в пользу мнения, что онлайн-обучение может быть более эффективным, чем устаревший традиционный формат.


Исследования показывают, что в среднем обучающиеся запоминают на 25-60% больше материала при онлайн-обучении по сравнению с 8-10% при офлайн-занятиях. В основном это связано с тем, что электронное обучение требует на 40-60% меньше времени для обучения, чем в традиционной классной обстановке, и учащиеся могут учиться в своем собственном темпе, возвращаясь и перечитывая нужные материалы, пропуская или ускоряя процесс на свое усмотрение.




Доступность онлайн-курсов и программ


«Культ образования должен быть всеобщим», а «успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования», - гласит содержание статьи Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».


Призыв к улучшению навыков – закономерный процесс в эпоху, когда знания стали доступными, благодаря технологиям.


Однако вопрос наличия проводников (интернет-соединения, гаджетов) стал более острым.


В Австрии, Дании, Исландии, Литве, Нидерландах, Норвегии, Польше, Словении и Швейцарии более 95% студентов сообщают, что у них есть компьютер для работы дома, а в Индонезии – только 34%.


В Казахстане по данным Министерства образования и науки 185 тысяч обучающихся по республике не имеют компьютеров, но этот вопрос решается на государственном уровне.


Технические пробелы являются лишь временной сложностью, которая стимулирует развиваться не только правительство, но и IT-компании, которые предоставляют платформы для обучения. Ими разработаны автоматизированные системы управления учебным процессом, аналитики и оценки.


Так, например, поступили и в Китае, где Министерство образования собрало группу разработчиков новой облачной платформы для онлайн-обучения и вещания. Крупные компании: Microsoft и Google – в США, Samsung – в Корее, начинают осознавать стратегический императив образованного населения.


В ходе этой пандемии стало ясно, что важно распространять знания через границы, компании и все слои общества.


Быстрое распространение COVID-19 продемонстрировало важность повышения устойчивости к различным угрозам, от пандемических заболеваний до быстрых технологических изменений.


2020 год стал возможностью напомнить себе о навыках, которые нужны учащимся в этом непредсказуемом мире, таких как осознанное принятие решений, творческое решение проблем и, прежде всего, способность к адаптации.


Для того чтобы эти навыки оставались приоритетом для всех учащихся, самообразование в формате дистанционных курсов, несмотря на сложности, должно внедрятся в образовательную систему.