Домбра – звуки степи и мировая сцена

Фото: Depositphotos

Домбра – это не просто национальный музыкальный инструмент, это символ культуры народа, начиная со времен кочевников древности до сегодняшнего дня. Она тесно связана с историей и повседневной жизнью казахов.


Ответить на вопрос, когда появилась домбра также сложно, как и указать точную дату появления человека на земле. Исследования показывают, что инструменты, похожие на домбру, существовали в далеком прошлом. Согласно археологическим раскопкам, прототипу домбры уже больше четырех тысяч лет.


На протяжении веков ни одно событие, будь оно радостное или печальное, не обходилось без сопровождения домбры. С помощью мелодий народ сохранял свою историю, традиции и ценности. Через них можно «увидеть» отдельные сцены надвигающегося войска, бегущего стада лошадей, величия бескрайних степей. Также музыка была средством общения, в каждой юрте домбра была непременным атрибутом и висела на почетном месте. Так, к примеру, чтобы известить близких о смерти родственника приглашали кюйши, который играл естирту.


Хороших домбристов всегда ценили и с радостью принимали в каждом доме и юрте.



За пределами степей 


С началом XX века вместе с глобальными изменениями, технологическим прогрессом, развитием средств массовой информации, информационных технологий, за пределы степей вышла и казахская домбра.


Первым казахом, открывшим миру домбру считается Амре Кашаубаев. В 1925 году музыкант участвовал в этнографических концертах в Париже в рамках всемирной выставки ЭКСПО по декоративному искусству. Он исполнил такие народные песни, как «Дударай», «Балкадиша», «Караторгай». По итогам конкурса певцов Амре Кашаубаев выиграл серебряную медаль.


В 1939 году игру на домбре услышали и оценили в Москве, где выступала знаменитая кюйши, ученица Курмангазы, Дина Нурпеисова. Она участвовала в первом Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах и стала одним из главных лауреатов. Стоит отметить, что на тот момент ей было 78 лет.


Тогда известный советский музыковед Виктор Беляев назвал ее исполнительское искусство «лучшим способом художественной агитации за сохранение и развитие этого (домбры – прим.авт.) и аналогичных ему инструментов».


В настоящее время одним из ярких и популярных далеко за пределами Казахстана артистов, использующих в своих выступлениях домбру, является молодой Димаш Кудайберген. Впервые иностранцы услышали его игру на народном инструменте на китайском музыкальном шоу «I am Singer». Тогда исполнитель сыграл кюй Курмангазы «Адай» и спел песню «Дайдидау» в сопровождении народно-инструментального ансамбля Казахского национального университета искусств.


На каждом своем сольном концерте Димаш исполняет несколько казахских кюев. Так было во время шоу в Казахстане, США, Великобритании, России и Китае. И каждый раз это тысячи зрителей из разных стран мира. Последние концерты собрали в Нур-Султане 30 тысяч, в Нью-Йорке – семь тысяч, в Лондоне – 4600, в Москве – 14 тысяч человек.  


Еще одна музыкальная группа, которая завоевала сердца слушателей по всему миру игрой на домбре – «Улытау». В исполнении коллектива инструмент звучит по-новому. Звуки домбры переплетаются с мягким звучанием скрипки в рок обработке.


В репертуаре музыкантов произведения таких великих композиторов, как Курмангазы, Нургиса Тлендиев, Даулеткерей, Бах, Паганини, Вивальди.


Почти 10 лет назад в Казахстане изобрели электродомбру. Автор нового инструмента - Нуржан Тойшы. Инструмент повторяет внешний вид, тембральность классической казахской домбры, только вместо нейлоновых струн – плетеные металлические. Это позволяет увеличить громкость и отчетливость мелодий, а также придает современное звучание древнему инструменту.


В сегодняшнем мире игрой на домбре удивляют не только казахстанцы. К примеру, профессиональный музыкант Акира Такегучи из Японии исполняет такие знаменитые кюи, как «Адай», «Сарыарка», «Балбырауын», «Конил толкыны», «Еркесылкым». Он играет на разных струнных инструментах, но особое внимание уделяет казахской домбре. Купил инструмент японец через Интернет, а учился – у турецкого коллеги. Его исполнение можно увидеть в социальных сетях, а вживую – на улицах Стамбула.



Домбра как визитная карточка 


Как показывает мировая история, культуру определенной страны наиболее ярко характеризует национальная музыка. Также традиционные музыкальные инструменты тесно связаны с природой. Об этом свидетельствуют материал их изготовления и звучание, имитирующее биофонию и геофонию. Это помогает через звук «прикоснуться» к этнической географии другой культуры.


Услышав звуки волынки, невольно представляется образ традиционного шотландца в килте на фоне зеленых холмов. Мелодии японского 13-струнного щипкового инструмента кото ассоциируются с кимоно, цветущими садами сакуры и горой Фудзияма. Мягкий тембр укулеле переносит на теплые берега Гавайских островов.


Без кастаньет трудно представить зажигательный испанский танец фламенко. Под ритмы барабана джембе, который имеет форму кубка, всплывают образы народов Африки. Балалайка непременно символизируется с музыкальным творчеством русского народа.


Так и домбра является визитной карточной музыкальной культуры казахов.



Путь в будущее через домбру 

 

Домбра вместе с кюями внесены в список нематериального наследия человечества ЮНЕСКО.


Как известно, в этом списке самые выдающиеся промыслы, обычаи и традиции отдельно взятой страны. Это и искусство пиццайоло в Италии, и традиционная китайская каллиграфия, и приготовление кофе по-турецки, и театр кабуки в Японии, и лаваш в Армении. Сегодня список насчитывает уже 549 элементов из 127 стран мира.


Эксперты считают, что в современных условиях глобализации, именно культура способна преобразовывать общество. Нематериальное наследие, будь то обычаи, памятники или виды искусства – это источники самобытности, которые объединяют общины на фоне постоянно меняющегося мира и экономической нестабильности. А устойчивым развитие может быть только при высоком уровне культуры.


По мнению Елбасы Нурсултана Назарбаева, общество не может успешно шагнуть в будущее без сохранения своей культуры, собственного национального кода.


«Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации (…) В чем опасность господствующих сегодня моделей модернизации? В том, что модернизация рассматривается как переход от национальной модели развития к некой единой, универсальной. Но жизнь неизменно доказывает, что это ошибка! На практике разные регионы и страны выработали свои модели. Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами», - говорит он в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».


Одной из частей неповторимого облика казахского народа как раз является домбра – инструмент, олицетворяющий собой дух, характер и историю нации.


Два года назад в целях сплочения общества вокруг идеи национальной культуры в Казахстане появился Национальный день домбры. Он отмечается в первое воскресенье июля. В этот день по всей стране проходят праздничные мероприятия, а тысячи домбристов одновременно исполняют знаменитые кюи.