Бизнес-онлайн: какие горизонты открывает цифровизация предпринимателям и клиентам

Фото: Pixabay.com

Будет ли жизнь без интернета?


К концу 2020 года 99% казахстанцев будут иметь доступ к интернету. Пока количество пользователей составляет 84,2%. Широкое и повсеместное распространение интернета наблюдается во всех странах мира и непосредственно влияет на жизнь людей.

 

Мировые тренды постоянно меняются, аналитики и эксперты спорят, что будет в тренде в скором времени, как изменятся инструменты и атрибуты ведения бизнеса, какие услуги будут популярны. Однако, каждый год есть тренды, которые остаются неизменными — это постоянный рост популярности интернета и внедрение цифровых технологий во все сферы жизни. Таким образом, государственная поддержка цифровизации становится одним из ключевых. Поэтому в статье Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» программа «Цифровой Казахстан» обозначается как одна из основ национальной конкурентоспособности.



Цифровизация бизнеса


Сегодня цифровой бизнес привлекает и пользователей-покупателей, и предпринимателей. По данным аналитиков Бюро экономического анализа Министерства торговли США, цифровая экономика растет быстрее, чем экономика страны в целом в 3,7 раза. К таким выводам эксперты пришли, проанализировав развитие экономики за 11 лет до 2016 года.

 

Каждое государство старается развить информационные технологии в своей стране. По мировому опыту наиболее успешной моделью развития цифровой экономики является экосистема, в которой развивается тандем бизнеса, науки, государства и граждан. Научное сообщество отвечает за открытия и новейшие разработки, предприниматели ведут конкурентоспособную борьбу на рынке и стараются внедрить новое, работая над привлекательностью и удобством для потребителей. Таким образом, обеспечивается рост цифровой экономики, который влияет на экономику государства в целом.


По данным Международного союза электросвязи в 2005 году среди всего населения мира интернет-пользователями были всего 16%. В 2010 году эта цифра возросла почти в два раза и составила 30%. В 2017 году интернет-пользователями были почти половина населения планеты, а точнее 48%.



Преимущества развития онлайн-технологий


Собственные национальные проекты, посвященные развитию цифровизации есть во многих странах мира: Австралии, Великобритании, Германии, Дании, Индии, Китае, Канаде, Малайзии, Новой Зеландии, Норвегии, Саудовской Аравии, Сингапуре, России, Южной Корее.

По мнению, вице-министра финансов РК Руслана Енсебаева, наиболее успешные модели цифровизации национальной экономики внедрены в Китае, Сингапуре и Южной Корее.


К примеру, Сингапур запустил программу «Умная нация», благодаря которой создается концепция экономики будущего и внедряются информационные технологии в жизнь граждан. Это также позволяет дать толчок развитию бизнеса, который имеет конкурентоспособность на глобальном рынке, и обеспечить горожан услугами на самом высоком уровне.


Развитие цифровых технологий благоприятно влияют на экономику. В 2019 году экономику города-государства признали самой конкурентоспособной в мире. Аналитики Международного института управленческого развития отдали Сингапуру безоговорочное первое место.


В Казахстане, основываясь на мировой опыт, разработана программа «Цифровой Казахстан», действующая с 2017 года. В рамках программы только за 2018-2019 год цифровые технологии привлекли в страну инвестиции на сумму 32,8 миллиардов тенге. На 112 предприятий внедрено 122 цифровых проекта, а также создано 49 «цифровых ферм».

 

Главная причина почему пользователи и клиенты стремятся в интернет и онлайн — экономия времени, удобство, а также цена. У многих людей сложилось устойчивое понимание, что в Интернете всегда можно найти дешевле и даже качественнее. Выбирая в сети различные площадки, человек может посетить сразу несколько онлайн-магазинов, выбрав наиболее приемлемый для себя продукт.


Это формирует конкуренцию между предпринимателями, а также торговыми площадками. Каждый стремится, чтобы его продукт отличался на рынке.


Роль социальных сетей в предпринимательстве — еще один тренд, который также отметили аналитики DataReportal, готовя отчет о последних тенденциях цифровых технологий и использования интернета людьми. В отчете, который подготовила компания совместно с WeAreSocial и Hootsuite в начале 2020 года, есть данные о том, что 43% пользователей интернета в возрасте от 16 до 64 лет при покупке используют социальные сети. Это означает, что для большинства людей социальные сети заменяют поисковые системы при выборе бренда и совершения покупок. Люди все больше изучают компании в социальных сетях и доверяют активным брендам, которые имеют имя и известны среди пользователей, больше, чем данным указанным на официальном сайте компании или информации, которую можно найти в поисковых системах.


Сейчас пользователями интернета являются около 60% населения мира. По подсчетам аналитиков, более половины населения планеты используют социальные сети.


GlobalWebIndex, компания, занимающая маркетинговыми исследованиями, выявила страны с наивысшим уровнем внедрения электронной коммерции. По данным за 2019 год ими стали Индонезия, Польша и Таиланд. Они также подсчитали, что каждый месяц около три четверти от всех интернет-пользователей в мире совершают покупки онлайн. Эти цифры при ведении бизнеса невозможно не учитывать.



Цифровизация казахстанского бизнеса


В американской компании по исследованию рынка Forrester Research, прогнозируют, что к 2022 году 67% всех онлайн-покупок в мире будет сделано через маркетплейсы. Самые популярные из них это Amazon, Alibaba, JD.com и Ebay.


Выход казахстанских компаний на подобные маркетплейсы является перспективным решением. Именно поэтому государство заинтересовано в поддержке лучших начинающих и опытных предприятий. По информации Министр торговли и интеграции РК Бахыта Султанова, ведется работа по выводу казахстанских компаний на крупнейшие онлайн-площадки. 50 отечественных компаний уже отобраны в качестве «Золотого поставщика» на онлайн-платформу Alibaba. Таким образом, лучшие отечественные производители имеют возможность выйти на мировой рынок и обеспечить себе глобальную аудиторию.


Что касается казахстанского рынка, то в стране действуют 13 маркетплейсов, которые с каждым годом увеличивают популярность. Об этом свидетельствуют и статистические данные. Только за первые шесть месяцев 2020 года объем рынка электронной торговли составил 435 миллиардов тенге. Эти цифры были озвучены в конце июля на заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министра Аскара Мамина. Таким образом доля электронной торговли составила 9,4% от всего объема розничной торговли. По ближайшим планам, уже через два года эта цифра увеличится на 3,6% и составит 13%.


В то же время у казахстанских предпринимателей есть большое преимущество, которое позволяет быть уверенным в росте клиентов и делать упор на рынок e-commerce. Это доступность интернета для всех слоев населения. По данным аналитиков Picodi.com, наша страна входит в пятерку стран мира (по данным исследования 55 стран) с самым доступным по цене интернетом.


По данным Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК, до конца года 99,3% казахстанцев будет обеспечено широкополосным доступом, что положительно скажется на бизнесе, который развивается с учетом технологий.


Все эти данные говорят о безоговорочном факте: развивать электронные технологии выгодно для населения, представителей бизнеса и государства. Интернет сегодня дает возможности получать качественные товары и услуги, экономя время и финансы. Создавая и стимулируя экономику будущего, Казахстан обеспечивает новую траекторию развития, которая предполагает улучшение качества жизни, увеличение процента экономически активного населения, рост предпринимательства. Модернизация государства позволит не только оказывать быстро услуги населению, но и меняться, предвосхищая их потребности. У казахстанцев есть все условия и возможности стать «умной нацией» и вносить лепту в инновационную и перспективную экономику страны.