17 млрд тенге задолжали казахстанцы энергокомпаниям за комуслуги

Фото: kazlenta.kz

На селекторном заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министра Аскара Мамина рассмотрен вопрос о готовности к отопительному сезону. С докладом о принятых мерах выступили министр энергетики Нурлан Ногаев и министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов, сообщает kazlenta.kz со ссылкой на сайт Премьер-Министра РК.


«Для обеспечения стабильной работы единой энергосистемы страны, надежного снабжения потребителей электроэнергией и теплом энергокомпании продолжают подготовку к осенне-зимнему периоду. По графику, утвержденному системным оператором, на электростанциях отремонтировано 5 энергоблоков, 31 котел, 22 турбины, 3 энергоблока, 28 котла и 22 турбины все еще в ремонте», — отметил Н. Ногаев.


Ремонт на этих электростанциях, по словам министра, не повлияет на своевременное начало отопительного сезона в этом году.


Отставание в ремонте в основном связано с задержками поставки запчастей из-за рубежа во время карантина, а также с ограничениями на въезд специалистов по ремонту из других стран на территорию Республики Казахстан.


Общая протяженность линий электропередач составляет 25 828 км. Планируется отремонтировать 439 высоковольтных подстанций.


На сегодняшний день отремонтировано 25 152 км линий электропередач и 428 подстанций, что соответствует годовому плану. Это 97 процентов. Планируется завершить ремонт ЛЭП в соответствии с утвержденными графиками.


По данным местных исполнительных органов, в рамках подготовки к отопительному сезону отремонтировано 457 котлов централизованного теплоснабжения, 1132 из 1149. Это 98,5% от годового плана.


Продолжается работа по пополнению запасов необходимым топливом на электростанциях. Запасы угля в энергохранилищах составляют 4,5 млн тонн, что на 7% больше, чем в прошлом году, а мазута — 104 тыс. тонн, что на 3% больше, чем в прошлом году.


В топливных складах системы централизованного теплоснабжения хранятся 1 млн 41 тыс. тонн угля, 35,5 тыс. тонн мазута, что соответствует утвержденным нормам.


В сентябре текущего года Минэнерго в соответствии с заявками местных исполнительных органов утвердили график поставки 237 тыс. тонн мазута на социально-промышленные объекты и учреждения в осенне-зимний период 2020-2021 годы. При этом цена «социального мазута», предлагаемого на отопительный период на НПЗ, будет на уровне 58 000 тенге с учетом налога на добавленную стоимость за 1 тонну.


«Важным вопросом повестки дня на сегодня является кредиторская задолженность энергокомпаний за топливо. По состоянию на 28 сентября текущего года задолженность энергогенерирующих организаций перед АО «КазТрансГаз-Аймак» составляет 4 млрд 600 млн тенге, перед компанией «Богатырь-Комир» - 3 млрд 562 млн тенге», — отметил Н. Ногаев.


Анализ подготовки к отопительному сезону выявил ряд регионов, требующих особого внимания по вопросам подготовки к отопительному сезону. К примеру, техническое состояние электрических сетей региональной электросетевой компании «БатысЭнерго». Проблемы с финансированием предприятия не позволяют провести полноценный ремонт, модернизацию и реконструкцию электрических сетей Западно-Казахстанской области. Линии изношены. Компания, взявшая управление электросетью, не выполняет взятые на себя обязательства на должном уровне, отметил министр. 


В Минэнерго поступает много жалоб от населения на деятельность компании «ШетЭнерго», которая обеспечивает электроэнергией и распределение потребителям в Шетском районе Карагандинской области. По результатам проверки ООО «ШетЭнерго» выявлены нарушения требований нормативных документов в области электроэнергетики в части эксплуатации электрических сетей и их технического состояния. Кроме того, компания не соответствует требованиям законодательства для энергетических предприятий. В связи с этим материалы проверки направлены в Управление комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики по Карагандинской области и в прокуратуру Карагандинской области для принятия мер.


В течение последних нескольких лет из-за неудовлетворительного технического состояния котлы 2-й ТЭЦ АО «АрселорМиттал Темиртау» часто отключались, что нарушало график теплоснабжения населения Темиртау.


В прошлом отопительном сезоне на этой 2-й ТЭЦ зарегистрировано 17 случаев несоблюдения температурного режима.


Проведен анализ режимной карты работы системы теплоснабжения города Нур-Султан на 2020-2021 гг. в отопительный сезон. Результаты анализа показывают, что котлоагрегат №8 и турбина №6  2-й ТЭЦ, ввод которых в эксплуатацию запланированы на декабрь 2020 года для покрытия дефицита тепловой энергии, необходимо вводить в эксплуатацию точно в срок. Иначе может возникнуть дефицит тепловой энергии.


В связи с этим акимату города Нур-Султан необходимо ускорить ввод в эксплуатацию 1-го пускового комплекса 1-й и 2-й ТЭЦ, чтобы обеспечить надежное и бесперебойное электроснабжение потребителей.


В Туркестанской области «Кентаусервису» следует обратить внимание на финансирование ремонта Кентауской ТЭС. На ремонт центра планировалось выделить 1 млрд 844 млн тенге, из которых выделено на сегодня только 479 млн тенге, что составляет всего 26% средств, необходимых на ремонт. 


Текущий отопительный сезон начался в городе Нур-Султан 22 сентября, Акмолинской и Западно-Казахстанской областях — 21 сентября, Павлодарской — 16 сентября, Северо-Казахстанской — 18 сентября, Восточно-Казахстанской и Костанайской — 25 сентября, Карагандинской — 28 сентября. С 1 октября текущего года планируется запустить отопительный сезон в Актюбинской и Атырауской областях.


В южных регионах страны отопительный сезон планируется начать 15 октября.


Н. Ногаев отметил, что в соответствии с решением межведомственной комиссии Минэнерго внесло в местные исполнительные органы предложение о досрочном начале отопительного сезона из-за коронавирусной инфекции.


По состоянию на 28 сентября т. г. материалы получили 136 из 293 энергокомпаний, которым необходимо оформить паспорта готовности к работе на осенне-зимний период.


По результатам работы комиссии паспорта готовности получили 67 энергокомпаний, 69 материалов находятся на рассмотрении. Сегодня последний день приема заявлений на получение паспортов.


Подобная ситуация, по словам министра, возникает по причине того, что  действует низкий уровень административных штрафов за подобные нарушения — отсутствие паспорта готовности. Энергокомпании считают, что заплатить штраф проще и удобнее, чем тратить время и средства на подготовку к работе в осенне-зимний период.


К примеру, как отметил Н. Ногаев, нарушение срока получения паспорта готовности к работе в осенне-зимних условиях энергогенерирующими и энергопередающими организациями влечет наложение штрафа на малый бизнес — пятьдесят, средний — сто пятьдесят, крупный — триста месячных расчетных показателей.


В связи с этим, необходимо проработать вопрос об усилении административной ответственности за неполучение паспортов энергокомпаниями на осенне-зимний период.


В целом для успешного прохождения осенне-зимнего периода в 2020-2021 гг, по словам министра, необходимо:


1. Полное выполнение всех ремонтных работ на электростанциях, ЛЭП;

2. Обеспечение списания долгов перед поставщиками топлива;

3. Принятие мер по ликвидации дебиторской задолженности потребителей коммунальных услуг перед поставщиками;

4. Обеспечение своевременного подключения к системе теплоснабжения объектов образования, здравоохранения, жизнеобеспечения, социально-культурного назначения населенных пунктов;

5. Обеспечение объектов ЖКХ и здравоохранения автономными источниками резервного питания;

6. Обеспечение стабильных поставок угля и мазута на электростанции, котельные и нужды населения.


О подготовке непосредственно объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону доложил министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов.


По словам министра, в целях качественной и своевременной подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону Министерством совместно с местными исполнительными органами утвержден План работы на 2020-2021 годы, согласно которому перед акиматами областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент поставлена задача:

  • до 1 сентября 2020 года обеспечить 100-процентную готовность объектов образования;
  • до 15 октября 2020 года завершить подготовку всех объектов коммунального хозяйства, социальной сферы, жилых домов и обеспечить нормативным запасом топлива все автономные теплоисточники.

На текущий период к отопительному сезону подготовлены 11 158 объекта  образования, это — 99,6%.


По готовности объектов образования низкие темпы отмечаются в Западно-Казахстанской (95,2%) области.


По объектам здравоохранения к отопительному сезону подготовлены 99,2%, это 5 963 объектов.


По сравнению с другими регионами низкая готовность объектов наблюдается в 2 регионах, это Западно-Казахстанская (90,7%) область и г. Шымкент (93,6%).


Из запланированных к ремонту 47 653 жилых домов подготовлено 46 561 или 97%.


Низкие темпы готовности по жилым объектам наблюдаются в 3 регионах: Западно-Казахстанской (61,7%), Восточно-Казахстанской (94,3%) областях и в городе Шымкент (92,1%)


Касательно подготовки теплоисточников — в регионах к отопительному сезону подготовлены 10 662 котельных, это 98,6%.

По оставшимся 143 автономным котельным ведутся подготовительные работы. Низкий темп работы отмечается в Западно-Казахстанской области.


По подготовке тепловых сетей — из запланированных 5 038 км на текущий период  отремонтировано 5 024 км тепловых сетей или 99,1%.

Низкая готовность тепловых сетей зафиксирована в Западно-Казахстанской (73,1%) области.


Как отметил Б. Атамкулов, акиматам необходимо ускорить своевременную подготовку инженерной инфраструктуры, объектов социальной сферы и жилья к отопительному сезону, особенно это касается объектов здравоохранения и жилья.


Относительно подготовки сетей водоснабжения и водоотведения, министр отметил, что из запланированных 14 213 км на текущий период  отремонтировано 14 089 км сетей водоснабжения или 99,1%.  Отставание от плана наблюдается в Туркестанской и Западно-Казахстанской областях.


Потребность в топливе на автономные котельные в предстоящем отопительном сезоне составляет 1 237 тыс. тонн угля и 214 тыс. тонн мазута.


На сегодня заготовлено 1 139 тыс. тонн угля (92%) и 144 тыс. тонн мазута (67%).


Низкий процент закупа мазута для автономных котельных наблюдается в Акмолинской — 2,3% и Жамбылской — 7,8% областях. Необходимо принять срочные меры по своевременному закупу и завозу топлива для автономных котельных.


По вопросам добычи и отгрузки угля, как отметил министр, угледобывающими компаниями за 8 месяцев 2020 года добыто 69 млн тонн угля (без учета угольного концентрата), что соответствует аналогичному периоду прошлого года.


Экспорт угля составил порядка 18,5 млн тонн.


Согласно сформированному Плану потребность в угольной продукции для коммунально-бытовых нужд и населения на период 2020-2021 годы составляет порядка 10 млн тонн, из-них на коммунально-бытовой сектор около 2,8 млн тонн, население — 7,2 млн тонн.

По состоянию на 28 сентября 2020 года, обеспеченность запасами угля по отношению к общему плану по коммунально-бытовому сектору составляет — 76%, по населению — 65%.


«Во всех регионах накоплены запасы угля и дефицит отсутствует. Регионы осуществляют поставку угля согласно графику», — проинформировал Б. Атамкулов.


В рамках подготовки к отопительному сезону с 1 мая до сегодняшнего дня железнодорожным транспортом перевезено 22 млн тонн угля, что больше уровня 2019 года на 0,4%.


Министр также обратил внимание на рост задолженности по коммунальным услугам.


На сегодня дебиторская задолженность потребителей составляет 17 млрд тенге. Только за текущий год задолженность увеличилась на 3,4 млрд тенге. Рост отмечается в 5 регионах. Это в городах  Нур-Султан, Алматы и  Шымкент, Мангистауской и Кызылординской областях.


«Это влияет на качественную и своевременную поставку услуг монополистами. В целом подготовка к отопительному сезону ведется в соответствии с утвержденными планами и находится на постоянном контроле», — подчеркнул Б. Атамкулов.


Министр отметил, что акиматам на сегодня необходимо:

  • до 1 октября текущего года полностью завершить подготовку всех объектов и обеспечить нормативным запасом топлива все автономные теплоисточники;
  • активизировать работу и принять меры по снижению дебиторской и недопущению роста текущей задолженности за коммунальные услуги;
  • активно взаимодействовать с поставщиками угля в регионах с целью исключения социальной напряженности среди населения;
  • на постоянной основе проводить мониторинг  поставки угля для коммунально-бытовых нужд и населению.