Самое громкое коррупционное дело столицы передали в суд. В антикоррупционном ведомстве сообщили, что сумма хищений при строительстве легкорельсового транспорта достигает почти 6 млрд тенге, а главные фигуранты объявлены в международный розыск, сообщает kazlenta.kz со ссылкой на Первый Канал Евразия.
Узнаваемый, надежный. Так говорили о быстром монорельсе на презентации еще в 2009 году. С тех пор прошло 11 лет. В 2020 году "Астана LRT" и правда, самый известный, но как коррумпированный, проект.
ДАНИЯР БЕГАЙДАРОВ - СТАРШИЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ АГЕНТСТВА РК ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ:
"Антикоррупционной службой завершено и направлено в суд уголовное дело в отношении должностных лиц акимата города Астаны, ТОО "Астана LRT" и других по факту хищения 5,8 млрд тенге при реализации проекта легко-рельсового транспорта". Осуждены 7 человек. Бывший глава ТОО "Астана LRT" Талгат Ардан и некогда заместитель акима столицы Канат Султанбеков - в бегах. Они находятся в международном розыске с мерой пресечения "содержание под стражей".
Остальные подробности разглашению не подлежат. "Астана ЛРТ" – это не легкорельсовый транспорт, а "легкий рецепт транжирства". По версии следствия, фигуранты уголовного дела – чиновники и директор ТОО - сговорились и утвердили затраты с завышением на 24 млрд тенге. За работу заплатили одну сумму, остальные 5 млрд 800 млн тенге обналичили через несуществующие компании. Расследовать и привлечь к ответственности всех фигурантов дела об ЛРТ больше года назад поручил Касым-Жомарт Токаев.
КАСЫМ-ЖОМАРТ ТОКАЕВ – ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН:
"Нет песни печальнее на свете, как говорится. С учетом уже понесенных затрат и международных обязательств этот проект не может быть остановлен. Ответственные лица, предлагавшие такой проект, должны ответить на вопросы, я думаю, контролирующих органов".
ЛРТ называли фантастическим проектом. Глава государства назвал это спорным. Пассажиропоток в столичном акимате планировали увеличить с 2-х тысяч до 146, то есть почти в 70 раз. Потом передумали. Достраивать монорельс будут по скромному варианту. Вместо запланированных 18 станций возведут только 11, количество подвижного состава также сократят с 19 до 12.
ЖЕНИС КАСЫМБЕК - ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН:
"Проект будет завершен. Сроки, которые мы для себя ставим совместно с акиматом, это следующий год. Мы ориентируемся до конца следующего года".
ЭЛЬМИРА ИШМУХАМЕТОВА – КОРРЕСПОНДЕНТ:
"С того дня изменилось многое. Женис Касымбек стал акимом Карагандинской области, компания "Астана LRT" сменила название на менее узнаваемое, и лишь одно остается неизменным – жители и гости столицы продолжают лицезреть сотни бетонных столбов – негласных памятников коррупции".