Не успели казахстанцы оправиться от изумления при виде арт-объекта в виде гигантской соломенной скульптуры белки, как их ждет новое испытание. Многие даже успели полюбить милое животное с блестящими глазками. А прежде пустовавшая площадь Атакент стала излюбленным местом гуляний алматинцев. Но какая судьба ждет новый арт-объект, который установлен в районе пешеходной дорожки по улице Панфилова, не может сказать никто. Презентация арт-объекта пройдет в ближайшие дни, передает ИА «NewTimes.kz».
Первым о возникновении необычного творения искусства сообщил на своей странице Facebook'а арт-галерист и арт-менеджер Данияр Шабдукаримов.
«Ну, что? Готовы к продолжению?
После атакентской белки, на Панфилова - Айтике Би выставили работу казахского художника Ербосына Мельдибекова «Рождение седла», — сообщил своим подписчикам арт-менеджер.
Также он пояснил, что еще в 1997 году, вдохновившись идеей художника и философа Рустама Хальфина, Ербосын воплотил образ идеального седла в глиняном слепке, сделанном обнаженным мужчиной на спине коня.
«В этой работе отпечаток голой мужской задницы расположен на металлической основе», — подчеркнул он.
Также Данияр Шабдукаримов напомнил о том, что Мельдибеков стал финалистом престижного конкурса Signature Art Prize в 2018 году. Конкурс объединяет художников Азиатско-Тихоокеанского региона и Средней Азии и проводится в Сингапуре.
Куратор современного искусства Юлия Сорокина выразила мнение относительно творения Ербосына Мельдибекова.
«Он большой мастер. Как и любой мастер, он не может испортить свое творение. То есть там все соразмерно. Это напоминает действительно лошадь, пусть и детскую. И седло соответствует человеческому размеру. Это очень важно для публичных объектов, чтобы человек соизмерял себя с этим объектом. Поэтому данный арт-абъект не просто имеет высокий смысл, но и эстетически хорошо выполнен. И в совокупности, как мне кажется, он еще очень сильно связан с историей алматинского арт-движения 90-х и его лидером Рустамом Хальфиным, что очень важно. Поэтому я считаю этот объект уместным, и он мне нравится».
Корреспонденту агентства удалось связаться с прославленным художником, в результате чего, выяснилось следующее.
Для народа, издревле занимающегося скотоводством и ведущего кочевой образ жизни, основным видом транспорта всегда была лошадь. Поэтому изготовление снаряжения для лошади занимает особое место в жизни кочевых народов. Основной частью снаряжения является седло. Оно, как объект, впитало в себя огромный пласт культуры и истории казахского народа.
В 1997 году художник Рустам Хальфин создал работу «Рождение седла». В ее основу был положен перформанс, в котором принял участие друг художника, философ Жанат Баймухаметов. Следуя замыслу Хальфина, Баймухаметов сел обнаженным на глиняную массу, налепленную подобно седлу на круп коня. Оставленный в результате слепок, по определению художника, являл собой «идеальное седло», в то время, как само произведение воплощало присущую номадической культуре идею первотворения и тактильного восприятия мира.
Восемнадцать лет спустя художник Ербосын Мельдибеков, в память об ушедшем из жизни классике современного казахского искусства, повторяет его перформанс, вновь пригласив к участию Жаната Баймухаметова.
Через год после представления работы на выставке «Вечное возвращение» в музее им. Кастеева, трагически погиб последний участник этого перформанса – философ Жанат Баймухаметов. В студии Мельдибекова остался тактильный гипсовый слепок, превратившийся в последствие в бронзовый объект.
Таким образом, работа «Рождение седла» являет собой объект двойной памяти автора — как о художнике Рустаме Хальфине, так и о философе Жанате Баймухаметове.
Стоит отметить, что данный арт-объект — часть инициативы «Алматы – Теплый город» (входит в проект ART ENERGY Almaty), реализуемой креативным агентством FUNK при поддержке акимата Алматы. Всего в рамках инициативы на алматинских улицах появятся 16 уникальных арт-объектов. В их число вошли скульптуры, инсталляции, арт-лавки, уличный кинотеатр, мобильная библиотека и другое.