Казахстан становится экспортёром бензина

Фото: Pixabay.com

За январь–август 2020 года НПЗ Казахстана произвели 2,9 млн тонн бензина, включая авиационный — на 3,3% больше, чем в прошлом году, сообщает kazlenta.kz со ссылкой на energyprom.kz.

За полный 2019 год в стране произвели 4,5 млн тонн моторного топлива — сразу на 14,7% больше, чем годом ранее.

 

В разрезе регионов наибольший объём производства пришёлся на Шымкент, где работает ПКОП — ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс»: 44,9% от РК, или 1,3 млн тонн, — на 8,7% больше, чем годом ранее.


В Павлодарской области произвели 858,7 тыс. тонн, минус 1,9% за год (в регионе работает ПНХЗ — Павлодарский нефтехимический завод); в Атырауской — 688,7 тыс. тонн, минус 1,1% за год (АНПЗ — Атырауский нефтеперерабатывающий завод).


 

По итогам семи месяцев отечественные компании обеспечили спрос (экспорт плюс реализация на внутреннем рынке) на бензин практически полностью. На долю импорта пришлись лишь незначительные 0,03%. Импорт топлива за год упал в 25 раз.


На долю экспорта пришлось 11,1% ресурсов, против 0,3% годом ранее. Компании нарастили экспорт топлива в 44 раза по сравнению с прошлым годом, до 276,7 тыс. тонн.


Напомним: с 2010 года в рамках двустороннего соглашения между Россией и Казахстаном «О торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан» действовал запрет на экспорт светлых нефтепродуктов из РК. В 2019-м запрет отменили, начались первые поставки казахстанского бензина на внешние рынки. Однако с ноября прошлого года был введён запрет на вывоз нефтепродуктов автотранспортом, чтобы уберечь сектор от «вымывания» ГСМ, более дешёвого в РК, чем в РФ и КР, потоком транзитного транспорта. Отменили этот запрет только в текущем году, когда в условиях карантина потребление нефтепродуктов в РК существенно снизилось.


 

За январь–август 2020 года компании экспортировали 362,1 тыс. тонн автомобильного бензина, против всего 6,3 тыс. тонн в аналогичном периоде годом ранее (рост в 57,6 раза). В деньгах экспорт составил 125,6 млн долл. США — в 48,5 раза больше, чем в прошлом году.


В страны СНГ было отправлено 103,3 тыс. тонн бензина на сумму 36,7 млн долл. США. Основными странами-импортёрами казахстанского бензина стали Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. В остальные страны мира было отправлено 258,8 тыс. тонн автомобильного бензина на сумму 88,9 млн долл. США. Основными импортёрами стали Афганистан, Нидерланды и Грузия.


 

В сентябре 2020 года цены на бензин на внутреннем рынке страны показали незначительный годовой рост: АИ-92 подорожал на 2,8% за год, до 150,8 тг за литр, АИ-95/96 — на 1,2%, до 171,4 тг, АИ-98 — на 1,5%, до 190,2 тг.


Рост цен возможен и в дальнейшем, сообщает Хабар24. Причина — обязательства перед Евразийским экономическим союзом. Как сообщили в Союзе нефтесервисных компаний, к 2025 году в странах ЕАЭС должен сократиться разрыв в ценах на бензин. На территории союза будет создан общий рынок нефти и нефтепродуктов. В то же время российский бензин сегодня значительно дороже казахстанского.