Чему нам стоит поучиться у азиатских стран? Почему сначала важно развивать культуру, а потом уже экономику? Зачем нужны аналитические центры? В нашем интервью с руководителем Отдела социально-политических исследований Казахстанского института стратегических исследований, доктором PhD Алуа Жолдыбалиной мы обсудили культурно-духовную основу нашего общества, феномен k-pop и BTS, а также новый фильм «Борат 2».
— Алуа Сериковна, с выхода статьи «Рухани Жаңғыру» прошло уже более трех лет, как вы считаете, для таких комплексных программ три года — это мало или много?
— Для начала нужно разобраться, откуда вообще появилась «Рухани Жаңғыру» — в политологии есть понятие модернизации, когда что-то меняется, трансформируется. Так как ментально мы азиатская страна, нам ближе культура азиатских стран, давайте ориентироваться на те страны, которые уже прошли путь модернизации раньше нас, в 70-е, 80-е годы – это Япония, Сингапур, Южная Корея. Опыт этих стран показывает, что экономическая и политическая модернизация и, в целом, любые изменения в этих сферах бывают очень результативными, удачными и эффективными в том случае, если социально-культурная, духовная основа у них хорошая. Одним словом, для социально-экономических и политических изменений нужны культурно-духовные изменения.
Так и «Рухани Жаңғыру» появилась в 2017 не просто как очередной проект или программа страны. Мы понимаем — чтобы эффект от наших социоэкономических и политических реформ был достаточно удачный и результативный, нам, помимо этого, нужен своеобразные базис, фундамент. Другими словами, культурно-духовная сфера — это основа всего.
К примеру, чтобы мы стали продвинутыми предпринимателями, у нас в менталитете должно быть все это: и предпринимательская жилка, и все нужные навыки. Просто внедряя какие-то реформы и озвучивая проекты, не меняясь ментально, не закладывая духовно-культурную основу, мы не сможем ничего реализовать.
«Рухани Жаңғыру» как раз была направлена на то, чтобы мы потихоньку меняли свое сознание, свое отношение ко всему, менталитет, культуру, ценности – то есть основу для социально-экономических и политических изменений. Конечно, три года для программы как таковой – это очень малый срок. Вообще, для культурной и духовной модернизации, чтобы общество изменилось, нужно сменить одно поколение – это 25-30 лет.
— То есть, большие результаты еще впереди?
— Да, это очень долгосрочная программа. Она не завершится, к примеру, в 2020 или 2025 году, будет продолжаться. Сейчас у нас есть несколько проектов, некоторые из них реализуются достаточно быстрыми темпами, а какие-то – не очень. Но это лишь вопрос времени.
Сейчас важно, чтобы общество действительно приняло эту программу и менялось. Направления, заложенные в «Рухани Жаңғыру», те же прагматизм и конкурентоспособность мы должны развивать в себе, постепенно менять свои ценности.
Такие проекты, как 100 учебников или 100 новых лиц будут продолжаться и дальше. К примеру, 100 учебников это просто номинальная цифра, на самом деле, как и говорил Елбасы, мы отберем еще 100 книг и будем продолжать проект. Проект очень важен, так как язык развивается тогда, когда на нем говорят, читают и пишут. Перевод книг, кстати, очень качественный. Это не только стимул развивать язык, но и доступ казахоязычного поколения к хорошей мировой литературе. Те же «Туған жер» и «Сакральная география» – все эти проекты в комплексе должны развивать наши моральные качества, культурные ценности.
Но все эти проекты должны еще и «работать» на Казахстан, мы привыкли видеть доход в нефти и газе, а на самом деле многомиллионный доход можно получать не только от материальных ценностей, но и от туризма, культуры. Один только Димаш – пример того, насколько культура может буквально взорвать все. Если какие-то материальные ресурсы могут быть невозобновляемы или ограничены, то человеческий капитал, культура, спорт и искусство – это наше достояние, которое может работать на нас поколениями.
Возьмем, к примеру, Южную Корею и ее волну «халлю», когда они популяризируют корейскую культуру за пределами страны. Феномен k-pop достаточно ярко иллюстрирует этот грандиозный успех, когда культура чужой страны настолько популярна – сейчас это не только соседние азиатские страны, но и Америка и Европа. Одна лишь музыкальная группа BTS это огромный успех Кореи, они обеспечивают почти 5 млн долларов в ВВП страны, вы только представьте!
Те же корейские дорамы или турецкие сериалы, которые мы смотрим – это тоже хорошо, потому что создает конкуренцию нашему кино. Я считаю, нам сейчас нужно делать упор на нашу культуру, наших музыкантов и писателей, театр и кино – это все можно монетизировать, это должно стать той сферой, которая принесет нам успех, популярность, прибыль. Культура дает свои результаты не за год или два, а за пять, десять лет – это долгосрочное развитие, долгосрочные проекты, поэтому и вкладывать в эту сферу нужно долго. С другой стороны, долгосрочные вложения и гарантируют нам успех, так как в этом случае количество переходит в качество, ведь невозможно создать яркую звезду, пока не будет конкурентной среды. Когда из ста музыкантов один «выстреливает» — это успех. Когда из ста новых лиц один достигнет колоссальных результатов – это успех.
Возьмем, к примеру, серебряную призерку чемпионата мира по фигурному катанию 2019 года Элизабет Турсынбаеву. К мероприятию было приковано внимание миллионов людей, и все они увидели наш флаг, нашу спортсменку – и в их памяти уже возникла ассоциация с нашей страной, что есть Казахстан, что у нас такие талантливые фигуристы.
Сейчас мы должны понимать, что Казахстану известность могут принести только люди, наша культура, природа, туризм.
— А что нужно, чтобы менять наше сознание?
— Давайте я приведу несколько простых примеров, которые показывают, насколько уже меняются наши подходы даже в повседневной жизни. Если мы живем в многоквартирном доме, то наша ответственность не ограничивается лишь квартирой, она распространяется на весь дом – чистота подъезда, порядок и безопасность, облагороженный двор. Наше отношение постепенно меняется, мы перестали ждать чего-то от акимата, от государства, стали чаще проявлять гражданское участие, гражданскую ответственность.
Мы постепенно переходим на энергосберегающие лампочки дома, или ходим за покупками с тканевыми сумками, заходим в автобус через переднюю дверь, хотя вначале все это вызывало неоднозначную реакцию. Что это означает? Это означает, что какие-то полезные привычки обществу прививать можно, наше население воспринимает их, просто нужно запастись терпением. Первоначальное отторжение — это естественный процесс, если население вначале не принимает какую-то инициативу, не нужно из этого делать трагедию. Население у нас очень умное и продвинутое, в тех же мобильных платежных системах разбирается не только молодежь, но и более старшее поколение – наш народ обучаем, только нужно дать ему эффективный инструмент. Мы должны предложить населению что-то интересное, новое, полезные привычки – и эффект будет виден, когда общество начнет понемногу меняться.
Но для этого должен быть очень большой всплеск развития креативной индустрии. Когда наступает социально-экономический кризис, многие страны делают упор не на возобновление экономики, а на культуру. К примеру, в Германии есть промышленный регион Рур, который в определенный период переживал кризис, обанкротился, выросла безработица, и власти страны пошли на беспрецедентные меры – они превратили всю территорию в очень большой экокультурный проект, сделали из шахт музеи, парки, экопарки. Мы тоже могли бы использовать изюминку каждого нашего региона, но нужен креативный подход.
— Говоря о креативном подходе, что вы думаете о фильме «Борат 2»? Пользователи соцсетей разделились на два лагеря...
— Любая реклама есть реклама, пусть и негативная. Конечно, вокруг этого культурного продукта очень много споров, но чем больше мы реагируем негативно, тем хуже. Да, конечно, нужно высказать свою позицию, но доказывать нужно всегда делами. Показать всему миру нашу культуру, спорт, достижения – особенно тоже через кино. Я не кинокритик, но стараюсь не пропускать ни одной премьеры отечественного кинематографа. За последние годы производство кинопродукции у нас значительно выросло, да, она комедийного жанра, но это тоже хорошо, это тоже даст эффект через какое-то время, когда количество перейдет в качество.
С другой стороны, тот же феномен Бората проявил в нас патриотизм и очень хорошее отношение к флагу. А еще иностранцы начали выкладывать в сети свои фотографии Казахстана, нашей природы.
— В «Рухани Жаңғыру», помимо культурного и духовного развития, немало говорится о культе знаний, необходимости постоянно повышать свою квалификацию, совершенствоваться. У вас за плечами множество как местных, так и зарубежных стажировок, что вы можете посоветовать тем, кто постоянно стремится к изучению нового, так называемым lifelong learners?
— Сейчас, с учетом развития цифровых технологий, очень много возможностей постоянно учиться чему-то новому. Есть множество бесплатных курсов, необязательно куда-то ехать, достаточно зарегистрироваться на образовательных платформах и повышать свою квалификацию.
Нужно объяснить нашей молодежи, что четырех лет университета недостаточно, чтобы быть конкурентосопобным. Это не обеспечит таким багажом, чтобы можно было работать двадцать лет и не развиваться. Университет дает определенные навыки, но багаж знаний этим не должен ограничиваться, потому что сейчас скорость обновления информации невероятно высокая.
Кроме того, нужно понимать, что когда-нибудь могут понадобиться и новые навыки, дополнительные знания, потому что нет гарантии, что ты проработаешь в одной профессии всю жизнь. Здесь нужна большая гибкость. Поэтому в вузах сейчас студенту дается не столько специальность, сколько навыки, ведь поиск информации, совершенствование – это тоже навыки.
Возможно, нам не хватает каких-то больших площадок для обсуждения – как профессиональных, так и просто по увлечениям. У нас был период, когда многие девушки занимались домашней выпечкой, собирались на мастер-классах, это было практически сообщество по интересам. Такое саморазвитие – это очень хорошо, у нас должно быть много таких сообществ. Это даст и общий эффект – население начнет развиваться еще больше. К этому нужно подключать СМИ, особенно телевидение, менять контент, подачу, концепцию, увеличивать долю образовательного и развивающего контента. От простого расширения кругозора до, к примеру, проектов по повышению финансовой грамотности – как управлять своими финансами, планировать бюджет.
Формат тех же университетских лекций тоже должен меняться, нужно включать больше интерактива, обсуждений, чтобы все были вовлечены в процесс, а не оставались пассивными слушателями.
— Давайте перейдем непосредственно к вашей деятельности – Казахстанскому институту стратегических исследований. В КИСИ изучается текущая ситуация, изменения, и даже медийные тренды. Расскажите, как это делается и позволяют ли подобные замеры сделать выводы об общих тенденциях модернизации социума?
— В целом, когда реализуется любая программа, вне зависимости от страны, на нее всегда должен осуществляться мониторинг. Любой
проект имеет промежуточные показатели, чтобы по ним можно было делать выводы, что проект развивается в верном направлении. Если часть проектов программы идет в другое русло, нужна своевременная корректировка.
Конечно, при разработке программ учитывается все, но при реализации, тем не менее, есть свои особенности. К тому же, Казахстан, конечно, одна страна, но у нас 17 регионов – каждый со своими социально-экономическими особенностями. У каждого региона свои проблемные сферы, свои достоинства, поэтому одна программа может реализоваться в разных регионах по-разному. Взять, к примеру даже то, что у нас есть сельскохозяйственные регионы, а есть – промышленные.
Поэтому, вся аналитика, замеры и исследования помогают понять, насколько ты идешь по запланированному пути, есть ли необходимость корректировать, совершенствовать, дополнять, возможно, даже менять подход.
— А в чем еще заключается роль таких центров, как, к примеру, КИСИ? Вы автор ряда научных публикаций об аналитических центрах, поэтому нам интересно ваше мнение как эксперта-политолога.
— Так сложилось, что в качестве родины аналитических центров, таких организаций, как мы – КИСИ, воспринимается США. В мире, если не ошибаюсь, насчитывается около девяти тысяч аналитических центров, и больше четырех тысяч из них находятся в Америке. Среди них есть и крупные, и те, которые, возможно, специализируются на одной небольшой теме, исследуют ее и вырабатывают рекомендации.
Основная работа аналитических центров идет не только через исследования, о которых я уже говорила, но и через обсуждения экспертов. Происходит обмен мнениями, когда правительство и госорганы прислушиваются, понимают, что определенный процесс идет в одном направлении, а нам нужно менять в другое. И вот такой тандем экспертов и государственных органов дает хороший результат. Потому что, когда госорган сам реализует программу, он не всегда может видеть какие-то недочеты или минусы, а в результате совместной работы экспертов, правительства, вузов и исследователей получается качественная научная экспертиза. И этот процесс не должен прерываться, он должен быть постоянным и обоюдным, ведь у нас у всех общая цель – помочь развитию нашей страны.