В какие страны предпочитают вкладывать средства инвесторы в Центральной Азии?

Фото: Капитал

Основные инвесторы в Центральную Азию — страны Европейского союза. Доля ЕС в прямых инвестициях составила около 40%, а объём безвозмездной помощи — 1 миллиард евро, сообщает kazlenta.kz со ссылкой на energyprom.kz.


Весь XIX век в Центральной Азии шло военно-политическое противостояние между Российской империей и Великобританией, оборонявшей Индию на дальних рубежах. В настоящее время регион Центральной Азии имеет ещё более важное геополитическое и экономическое значение, так как, помимо добычи энергоресурсов, через регион проходят крупнейшие маршруты их транспортировки, в том числе газопровод «Центральная Азия — Китай» и нефтепроводная система Каспийского трубопроводного консорциума. Регион крайне важен для Китая, прежде всего как маршрут поставки энергоресурсов, альтернативный морским маршрутам. По инициативе Китая реализуется создание новых транспортно-логистических маршрутов в Центральной Азии в рамках проекта «Один пояс и один путь».


Активное освоение региона происходит за счёт прямых иностранных инвестиций*, валовой приток которых за период 2007–2019 годов составил 378,2 млрд долл. США. Значительная часть из них пришлась на освоение крупнейших нефтегазовых месторождений и развитие нефтегазотранспортной инфраструктуры.


* Прямая инвестиция — вложение средств, когда доля прямого инвестора в акционерном капитале предприятия составляет 10% и более.


 

В рассматриваемом периоде 2007–2019 годов на Казахстан пришлось 77,7% от валового притока прямых иностранных инвестиций. При этом Казахстан — крупнейшая страна региона, на которую приходится более 60% ВВП.

 

Помимо инвестиций, Европейский союз и США выделяют значительные грантовые финансовые средства на поддержку общественно-политических институтов, в проекты защиты окружающей среды и развития гражданского общества. Китайские же власти в обозримом будущем вряд ли будут замечены в финансировании проектов развития гражданского общества и прав человека в странах региона, ввиду высокой занятости защитой прав в Гонконге и Синьцзяне.


Европейский союз разработал для Центральной Азии специальную стратегию, принятую в 2007 году и обновлённую в 2019-м, которая предусматривает укрепление политического диалога и расширение сотрудничества в ключевых областях: верховенстве закона, образовании, окружающей среде и водных ресурсах. С 2014 по 2020 год глобальный пакет помощи Европейского союза для стран региона составил около 1 миллиарда евро. Специальный представитель ЕС в Центральной Азии Питер Буриан отметил: «Эти финансовые ресурсы были предоставлены в то время, когда ЕС столкнулся с последствиями мирового финансового кризиса. Это лучшее свидетельство твёрдой приверженности ЕС безопасности, стабильности и процветанию Центральной Азии — ключевым целям нашей стратегии».


Помимо Европейского союза, США предоставили странам региона более 9 млрд долл. США прямой помощи в качестве поддержки демократических реформ и экономического роста, а также в форме гуманитарной помощи.


 

Примером безвозмездной финансовой помощи странам региона является деятельность Регионального экологического центра Центральной Азии, учреждённого в 2001 году правительствами пяти стран Центральной Азии и Европейским союзом. С начала основания реализовано более 250 экологических и социальных проектов в странах региона, при этом множество проектов так или иначе связано с водными ресурсами, которые в Центральной Азии представляют источник существенных экологических и политических рисков. Основными донорами проектов являются Европейский союз и США через агентство USAID.


Стратегия Европейского союза в Центральной Азии выглядит более продуманной и носит более долгосрочный характер, так как, помимо преобладании в инвестициях, значительные грантовые средства целенаправленно направляются на развитие социальных и политических институтов для достижения общей стабильности в регионе.