В Казахстане возобновили программу по утилизации старых авто

Фото: из открытых источников

11 января в Казахстане началась утилизация старых авто. Возобновили программу по приему в утиль транспорта, вышедшего из эксплуатации. Пункты сбора открылись в 8 городах Казахстана: Караганде, Кызылорде, Павлодаре, Семее, Талдыкоргане, Таразе, Усть-Каменогорске и Шымкенте. Когда запустят остальные пункты, сколько их будет и сколько можно выручить за своего "железного коня" в репортаже Первого Канала Евразия.


Уже 4-й год в Караганде утилизируют машины. Их не просто прессуют, но и разделяют на черный и цветной металл и пластик. Сегодня сюда привезли старый УАЗ. 


"Машину решил сдать, старая, 1984 года, от деда досталась. Я сколько катался, возил много чего, служила долго. На днях сломалась, пришлось на буксире тащить. Жалко, конечно, но старое все. Тормоз только на одном колесе, делать его столько денег еще вложить. И неизвестно, поедет ли еще дальше". 


24 декабря 2020 года прием старых авто приостановили, так как вырос спрос, и предприятие просто не справлялись с объемом. Тем не менее в прошлом году переработали около 40 тысяч машин со всех регионов Казахстана.


"За категорию легковых автомобилей в зависимости от комплектации выплаты были от 150 до 200 тысяч тенге, за категорию автобусов были выплаты в зависимости опять же от комплектации, от 550 тысяч тенге до 600 тысяч тенге". 


Вчера приступили к утилизации машин в Караганде, Кызылорде, Павлодаре, Семее, Талдыкоргане, Таразе, Усть-Каменогорске и Шымкенте. Поэтапно заработают все пункты приема в стране. Откроются дополнительные отделения, так как с ноября прошлого года сельхозтехнику тоже стали принимать на переработку.


"Мы находимся в литейном цехе, который находится также на территории завода, где производится непосредственная переплавка цветных металлов в алюминиевые чушки". 


Казахстанцы в основном сдают в утиль старье. А за рубежом уже ликвидируют еще и неэкологичный транспорт. В Германии пошли под пресс машины, произведенные после 2 000 года.


"Приведу пример: легковушку 2006 года с дизельным двигателем можно перепродать всего за 1 тысячу евро. А за ее утилизацию дадут в 5 раз больше! Из-за таких высоких премий немцы нередко отдают в утиль дизельные авто, в принципе, в хорошем состоянии". 


Почему так происходит, объяснил эколог Дмитрий Калмыков. За рубежом покупка автомобиля не так сильно бьет по карману. Поэтому люди охотнее избавляются от них.



"Должны быть преференции для предприятий, которые тут это производят, или совместно с западом производят здесь на территории. У нас просто новые автомобили непомерно дорогие, и подержанные тоже. Пока цены такие высокие, люди будут стараться эксплуатировать машины до последнего, до полного износа! И она станет выбрасывать много загрязняющих веществ! И программа утилизации тоже нужна, чтобы людей потенциировать!" 


В Европе к этому тоже пришли не сразу. Кстати, сейчас в Казахстане подняли сумму компенсации за утилизацию авто, так как в 2021 году вырос МРП. Выручить можно от 210 тысяч тенге до 630 тысяч, в зависимости от комплектации.