В Казахстане выявлено 58 системных барьеров на пути развития конкуренции — С. Жумангарин

Фото: primeminister.kz

Председатель Агентства по защите и развитию конкуренции РК Серик Жумангарин на расширенном заседании с участием Президента Касым-Жомарта Токаева доложил о проделанной работе Агентства с момента создания, сообщает kazlenta.kz со ссылкой на сайт Премьер-министра РК.


Во-первых, разработана долгосрочная политика защиты и развития конкуренции.


Основой этой политики стало принятие указа по развитию конкуренции, который впервые объявил введение в стране активной конкурентной политики приоритетным направлением деятельности всех уровней власти.


В результате полным ходом идет подготовка национального проекта по развитию конкуренции, который будет включен в новую систему государственного планирования.


«Развивая национальный проект, мы понимаем, что конкуренция — это не абстрактное, а прикладное понятие, конкуренция — это тысяча мелочей, проблемных вопросов, барьеров», — подчеркнул С. Жумангарин.


По 7 основным направлениям созданы 23 рабочие группы, основная задача которых — развитие рынков, снижение барьеров доступа к ним. Уже проведено 73 заседания.


Во-вторых, в рамках концепции «слышащего государства» созданы краудсорсинговые площадки, позволяющие напрямую работать с бизнес-сообществом, с гражданским обществом.


В первую очередь, это площадка формата Open Space, где идет открытое обсуждение определенных рынков или отраслей. За короткое время выявлено 155 проблемных вопросов.


Для выявления различного рода барьеров созданы Советы по барьерам — по 12 человек в 17 регионах и один в центре, всего 216 человек. Руководит Советом представитель бизнеса. 


«На прошедших 40 заседаниях мы уже выявили 58 системных барьеров на пути развития конкуренции, которые Агентство прорабатывает через создаваемые с отраслевыми министерствами методсоветы», — сказал председатель АЗРК.


В частности, в сфере лабораторных услуг государство обладает исключительным правом на проведение исследований: на ВИЧ-инфекцию (Центр СПИД, КНЦДИЗ), пренатальный скрининг (2-ой уровень, родовспомогательные организации), «вторая читка» маммографических снимков (онкоцентры), судебная экспертиза (гослаборатории судебной экспертизы), иммуногистохимические исследования (цитологические гослаборатории), санитарно-эпидемиологические лабораторные исследования (РГП «НЦЭ»). Частные лаборатории лишены такой возможности.


В агропромышленном комплексе присутствуют барьеры доступа к субсидированию: для получения субсидий по возмещению части расходов необходимо содержать 5 тыс. голов КРС и овец, что неподъемно для мелких крестьянских хозяйств.


Как было отмечено, данные барьеры обсуждаются по мере поступления. К примеру, на методсовете с Министерством здравоохранения уже начинается разрешение одного из существенных барьеров на рынке долгосрочных контрактов для отечественных производителей.


Участник получает 2 балла за опыт фармацевтического производства более пяти лет за пределами Казахстана. Советом по барьерам отмечено, что это условие ущемляет права отечественных производителей, так как предоставляют фармацевтическим производствам с иностранным участием преимущество. ТОО «СК Фармация» в настоящее время разработан проект соответствующих Правил, в котором указанный критерий исключен. В целом, бизнес-сообщество страны поверило в Советы по барьерам.


В-третьих, все поручения Президента К. Токаева по снижению цен на ПЦР-тесты ( с 18 до 7 тысяч тенге у основного поставщика услуг), на медицинские маски (с 60 до 25-26 тенге), на антиковидные препараты (около 230 препаратов снижены цены на 27%) выполнены.

Агентство, начиная с этого года, на этапе регистрации цены на медикаменты будет проводить экономический анализ обоснованности ценообразования.


В-четвертых, весной 2021 г. начнутся первые прозрачные биржевые торги нефтепродуктами, углем, цементом, с/х продукцией. Для этого создан Биржевой комитет. В данный момент ведется масштабное обучение всех игроков. Совместно с Комитетом госдоходов как мера стимулирования разрабатываются правила ускоренного возврата НДС при экспорте для участников, использующих электронные счета-фактуры. По комбыт углю будет обеспечена возможность покупки угля местными поставщиками напрямую у разрезов, без посредников. С февраля заработает Ситуационный центр, где будут в режиме реального времени видны все торги.


Также С. Жумангарин коротко доложил о двух важных задачах на текущий год.


Задача первая — это решение трех взаимосвязанных регуляторных барьеров развития конкуренции, которые являются следствием государственного влияния на экономику и тормозят системные реформы.


Прежде всего, это вопросы наличия и доступа к «ключевой мощности». «Ключевая мощность» — это инфраструктура или средство, без доступа к которой конкуренты не могут предоставить свои услуги потребителям.


Чаще всего она создана исторически за счет государства и ее дублирование нерационально. В этой связи, хотел бы выделить несколько примеров:

1) Компания «Казахтелеком» владеет кабельной канализацией и линиями ВОЛС (волоконно-оптическими линиями связи). Имеется вопрос как доступа в эту кабельную канализацию для прокладки кабелей, так и к линиям ВОЛС. Это существенно затрудняет развитие новых или масштабирование действующих, в основном цифровых видов бизнеса на практически 19 млн рынке Казахстана.


2) Другой пример — положительный, это «Казахстан темир жолы». Тоже обладает «ключевой мощностью» — это магистральная железнодорожная сеть. Начиная с прошлого года, в рамках пилота впервые запущено 2 частных грузовых перевозчика. 


3) Население нашей страны. Мы называем это «коммунальное рабство»: безальтернативно пользуемся услугами домофонных, лифтовых компаний, вывоза мусора, телевидения, связи и везде одна обслуживающая компания. Все это происходит на этапе строительства и выдачи техусловий, либо в результате недостатков цифровизации сферы ЖКХ.


4) Много жалоб на доступ к подъездным путям, являющимся для бизнеса ключевым связующим звеном в логистике. К примеру, в результате приватизации появились:


АО «Центр транспортного сервиса» — ему принадлежит большинство подъездных путей в стране. Много жалоб на требование платы за полную протяженность подъездного пути без учета фактического проезда, что приводит к удорожанию стоимости услуги подъездных путей.

Другой пример — подъездной путь, которым владеет «Каскор-Транссервис» является единственной возможностью для грузооборота с портом Актау. Все это приводит к дополнительным издержкам бизнеса.


Следующий важный барьер — это искажение ценообразования.


Статья 116 Предпринимательского кодекса подразумевает 14 видов ценового регулирования. Государственное ценообразование во многом объективно обосновано, но иногда сдерживает развитие инноваций, конкуренции. Зачастую, мы видим, что происходит эффект «подтягивания цен.


«Пример — дифференциация тарифов в сфере естественных монополий. Мы дифференцируем тарифы, чтобы поддержать социально уязвимые слои населения, но благодаря этому мы поддерживаем всех физических потребителей — и обеспеченных, и слабообеспеченных. Более того, огромная нагрузка идет на бизнес и на бюджет, разрушается инфраструктура», — сказал С. Жумангарин. 


Основой изменения подходов могла бы стать цифровизация платежей посредством «социального кошелька», на который перечислялись бы «крашенные» деньги, которые можно тратить только на оплату коммунальных услуг для социально уязвимых слоев населения.


Подобного рода практику можно было бы сделать, к примеру, на рынках социально-значимых продовольственных товаров. Мировой опыт для этого есть.


Пример, рынок лекарственных средств. В 2019 году впервые были установлены предельные оптовые и розничные цены. К чему это привело. В среднем рост произошел в рознице на 53%, в опте на 36,5%.


Существенным барьером является избирательное покровительство или фаворитизм.


Фаворитизм проявляется в 3 видах. Это прежде всего меры господдержки, которые выражаются в субсидировании, налоговых льготах и т.д. В этой связи, необходимо выработать достаточно четкие и прозрачные правила и условия, чтобы не поддерживать на плаву нежизнеспособные компании, не искажать аллокативную эффективность конкуренции. 


Формой проявления фаворитизма также является нарушение принципа «Effet utile» конкуренции (полезное действие). Данный принцип ограничивает принятие антиконкурентных правовых актов, необоснованно наделяющих компании рыночной властью.


Для реализации принципа в указе уже дано поручение о внедрении механизма оценки воздействия на конкуренцию принимаемых правовых актов.


Кроме того, фаворитизм проявляется в создании различного рода единых операторов, частных монополий, назначение так называемых «чемпионов», посредством наделения исключительными или специальными правами. На сегодня только единых операторов насчитывается 53. 


Планируется разработать четкие и прозрачные подходы к их созданию такие же, как для госмонополий (конкурсный отбор, сменяемость, сроки присутствия, возмещение ущерба, прозрачность деятельности, в т.ч. сведения о доходах, конечных бенефициарах и т.д.).


Вторая важная задача — разгосударствление. 


«Мы сокращаем виды деятельности, где присутствует государство. На сегодняшний день госпредприятиям разрешено 157 видов деятельности, АО, ТОО – 242. Но это не является панацеей. Зачастую, хотя его функциональность уменьшается, предприятие не уходит с рынка. Возможным вариантом ускоренного разгосударствления может стать приватизация на основе укрупненного секторального анализа (метод ускоренной приватизации) с учетом административно-территориальной специфики», — пояснил председатель АЗРК.


Базовыми критериями для исключения госучастия при секторальном подходе можно определить долю МСБ, объем частных инвестиций в отрасль, оборот розничной торговли частных предпринимателей и т.д. К примеру, на уровне городов республиканского, областного и районного значения должны быть приватизированы стоматологии, охранные предприятия, транспортные службы, предприятия по благоустройству и т.д.