Дания стала первой европейской страной, которая сочла, что ситуация с безопасностью в Дамаске и соседних со столицей районах Сирии наладилась, и решила отправить домой около сотни сирийцев, находившихся в королевстве по временному виду на жительство, передает kazlenta.kz со ссылкой на iz.ru.
Правозащитники между тем забеспокоились, что датский прецедент вдохновит другие страны ЕС вернуть «своих» сирийцев на родину. Пока, впрочем, особых предпосылок для этого нет. Более того, пример Дании показывает, что вернуть мигрантов на родину не так-то просто: по закону решение о возвращении должно быть добровольным либо Копенгагену следует иметь соглашение о репатриации с сирийскими властями, заключать которое Дания категорически не хочет.
Всегда не рады
Дания никогда особо не отличалась теплыми чувствами по отношению к беженцам и с момента крупнейшего миграционного кризиса в Европе в 2015 году приняла немало мер, призванных максимально четко продемонстрировать — чужакам в стране не рады.
Например, в 2016 году Копенгаген дошел до закона, позволившего конфисковывать у беженцев ценности стоимостью более $1,5 тыс., пояснив это тем, что государство не намерено содержать тех, кто в состоянии сам себя обеспечить — будь то мигрант арабского происхождения или коренной датчанин с претензией на пособие по безработице.
Недорешали
Во многом пример Дании имеет мало шансов стать заразительным еще и потому, что страна не столько решила проблему с ненужными беженцами, сколько создала новую. По закону, мигрантов нельзя принудить к отъезду, решение о возвращении на родину должно быть добровольным.
И тех, кто не захотел покидать Данию (а их, судя по всему, большинство), после лишения права на временное проживание просто перевезли в депортационные лагеря. Это тут же породило опасения, что вместо возвращения в Сирию беженцы застрянут в королевстве на неопределенное время, но при этом будут жить значительно хуже.
На днях правая оппозиционная Либеральная партия призвала ускорить репатриацию сирийцев через соглашение с режимом Башара Асада. Однако правящая партия, считающая лидера республики, как и многие в ЕС, нерукопожатным, категорически отвергла такой вариант.
— Лучшим решением было бы договориться с Асадом о репатриации, но Дания не хочет идти на диалог с «плохим парнем» первой из стран ЕС, — сказала «Известиям» депутат другой правой оппозиционной силы, Датской народной партии, Мари Краруп. — И в таких условиях отправка беженцев в лагеря стала лучшим из возможных вариантов.
Лучшим, конечно же, не для самих беженцев, а для страны, не желающей нового притока мигрантов. Как пояснила Мари Краруп, если сирийцам позволить вновь влиться в общество, работать и жить нормальной жизнью, это станет «очень неправильным сигналом для остальных мигрантов в мире — что можно приехать в Данию, услышать нет, но всё равно остаться».