Университет штата Аризона объяснил свое появление на казахстанском рынке образования

Фото: Катерина Клеменкова

Вице-президент по глобальным академическим инициативам ASU, доктор Стефани Линдкуист рассказала, почему в Центрально-Азиатском регионе именно Казахстан был выбран первой страной для сотрудничества, передает kazlenta.kz со ссылкой на inbuisiness.kz.

Один из ведущих американских университетов Arizona State University (ASU) в конце 2019 года принял решение выйти на казахстанский рынок образования. Пандемия планам не помешала. 


– В чем причина, что первой страной для сотрудничества в Центрально-Азиатском регионе был выбран Казахстан? Интересно, в чем выгода для Arizona State University? Какие цели преследуете?


– На самом деле у ASU очень значительные глобальные амбиции развивать и работать с университетами по всему миру. Мы готовы помочь Казахстану, поделиться своим опытом, учиться друг у друга и тем самым способствовать развитию глобального высшего образования. К тому же у Казахстана уникальное географическое положение – рядом Китай и Россия… идеально по местоположению.


– То есть главный критерий при выборе – это география?


– Во-первых, расположение, во-вторых, амбиции. Как выяснилось, у AlmaU и ASU миссии наших организаций и наши видения во многом схожи. Было большой удачей встретить Асылбека (Кожахметова. – Прим.) и его команду. Мы подумали, что это прекрасная возможность вовлечь друг друга для развития высшего образования в Казахстане и во всем регионе, а также дать возможность университету стать частью сети университетов – усиленных ASU.


– Насколько тщательно был изучен рынок казахстанского высшего образования? К каким выводам пришли?


– Малакийский центр Евразийских и Восточно-Европейских исследований давно занимается изучением Евразии и Центрально-Азиатского региона, благодаря одному из их отчетов мы обратили внимание на Казахстан. Культурное присутствие США здесь уже давно во многих аспектах, к примеру, работают программы Фулбрайта (финансируемая правительством США стипендиальная программа, созданная с целью укрепления культурно-академических связей между США и другими странами. – Прим.). То есть у нас здесь уже были важные связи и мы имели представление о стране.


Также мы работаем с Национальной гвардией Аризоны, которая является местным военным органом в США. Как вы, наверняка, знаете, у США есть военные подразделения во многих странах мира, и аспект сотрудничества в военной сфере также привлек наше внимание к Казахстану.


– Можно подробнее, что значит сотрудничество в военной сфере?


– Национальная гвардия Аризоны обратилась к нам, чтобы мы помогли им понять культуру Казахстана. Так что мы тесно сотрудничаем с Казахстаном в различных сферах: языковые программы, военные программы и др. Национальная гвардия Аризоны приезжает в Казахстан, чтобы работать с казахстанскими военными, и им нужна помощь в языке, им нужна помощь в понимании культуры, истории региона. И ASU поможет в этом американским военным до их прибытия в Казахстан.


– Кроме Казахстана, какие еще страны рассматривались для сотрудничества?


– Мы развиваем партнерские отношения со многими странами мира. Турция, Коста-Рика, Эквадор, Индонезия, Вьетнам, Украина, Египет, Малайзия, Филиппины, так что Казахстан станет частью большей глобальной сети, глобального альянса университетов.


– А конкретно в Центральной Азии какие еще страны привлекательны для сотрудничества, с Вашей точки зрения?


– Казахстан в первую очередь, затем Узбекистан. Вообще мы также полагались на исследования нашего партнера Cintana. У нас государственно-частное партнерство с Cintana Education – это общественная корпорация, миссия которой – помогать университетам за пределами США выйти на новый уровень масштаба и качества, повысить их эффективность и улучшить управление. Cintana провела для нас обширное исследование, какие университеты были бы лучшими для партнерства, и AlmaU оказался в топе.


– Как давно было принято решение прийти в Казахстан?


– В ноябре 2019-го состоялись визиты сотрудников ASU в Казахстан, и вот с того времени мы стали работать в этом направлении. Второй визит был в январе 2020-го года, а третий раз встретились в Стамбуле на нейтральной территории – это было в сентябре 2020-го.


– 2020 год не самое удачное время с точки зрения социального дистанцирования. Пандемия, локдауны, самолеты не летают, поезда не ходят…


– Да, год был тяжелый. Было много конференций по Zoom, были путешествия, и самое интересное, что никто из нас в этот период не заразился коронавирусом. Главное, что мы были амбициозно настроены и у нас была общая цель.


– Что можете сказать про казахстанский рынок высшего образования? Насколько качественным и престижным можно считать образование, полученное в Казахстане?


 Система образования в Казахстане в чем-то схожа с российской и по своей структуре до сих пор является советской. В основном здесь используются старые методы обучения, такие как работа преподавателя со студентом напрямую. Если брать обучение в США, в частности в Аризоне, то у нас университет нового поколения, обучение идет, используя различные методы, такие как геймификация (когда обычный курс становится квестом), использование виртуальных очков, то есть способы получения информации основаны на инновациях и направлены на развитие академического успеха студентов. Кстати, и AlmaU, и ASU схожи в том плане, что стремятся давать обучение через современные технологии.


– Считаете, что наше образование устарело?


– Нельзя сказать, что это хорошо, а вот это плохо. Нет хорошей или плохой системы образования, просто здесь остатки от советской системы еще присутствуют. США, Аризона в частности, ориентируются на сегодняшние реалии и современные потребности, то есть мы адаптируемся под современность и используем новейшие технологии при обучении студентов. Сейчас в ASU обучается 50 тысяч студентов онлайн, это говорит о том, что мы идем навстречу потребностям студентов. Есть студенты, у которых семья и они не могут присутствовать на занятиях, есть те, кто работают, поэтому мы адаптировались под их нужды. Сейчас в числе этих 50 тысяч студентов есть представители из каждого штата, то есть мы стараемся охватить не только людей из нашего штата, а стараемся охватить людей из всех регионов Америки.


– Когда наступает время сдавать экзамены, студенты должны приехать в университет или экзамены тоже проходят онлайн?


– Экзамены сдаются онлайн. У студента должна быть камера, которая при сдаче экзамена фиксирует самого студента и все, что происходит вокруг него. Студент должен смотреть только в камеру, а если будут замечены какие-то движения, как поворот головы влево, или вправо, или вниз, то камера это отмечает как неподобающее телодвижение. Потом все «неподобающие телодвижения» будут внимательно анализировать наши сотрудники и принимать решение.


– Какое решение? Отчислить или простить?


– Для начала студенту дают возможность объяснить, что он пытался сделать в этот момент, если он не сможет объяснить, то его отстраняют от программы. Если он на нескольких предметах делал подобное, то его исключают.


– Почему наше образование не может идти в ногу со временем и остается, как Вы сказали, таким, каким было в советский период?


– Я думаю, что здесь, наверное, недостаточность опыта. Британское образование имеет тысячелетнюю историю, американское образование – это 250 лет. В вопросе, почему постсоветские страны не достигли высокого уровня образования, сложно дать однозначный ответ. Не могу сказать, что в постсоветском пространстве вообще нет хороших университетов – они есть. 


Преуспевающие, очень хорошие университеты и в Казахстане, и в России, и в других постсоветских странах. Почему ASU достиг такого признания и успеха? Наверное, из-за большого желания уметь интегрироваться с технологиями, не просто так мы считаемся одним из лучших инновационных университетов. Оказала влияние и диджитализация США, именно в США изобрели компьютер, такие компании, как мак Apple и Hewlett-Packard, находятся в нашей стране. В XIX веке был принят закон, который поощрял госуниверситеты применять технологии, и это оказало немалое влияние.


– Ваше присутствие в Казахстане будет онлайн или приедут профессора и менеджеры?


– Это все регулируется министерством, но мы планируем присутствие как офлайн, так и онлайн. Если говорить про онлайн, то у нас имеется огромная база данных, которая включает более 200 тысяч онлайн-курсов. Что касается офлайна, то здесь будет присутствовать один сотрудник Cintana, который будет курировать проекты между ASU и AlmaU. Всем профессорам AlmaU будет предоставлен доступ к базе, где они могут взять информацию, которая нужна для уроков. Все обучающие материалы будут в свободном доступе. Планируется онлайн-обучение английскому, как второму языку.


Кроме того, мы обращаем внимание на глобальные проблемы такие как изменение климата, восстановление после пандемии, наркотрафик. Одной из своих целей мы видим сотрудничество в исследовательской деятельности. Наверное, даже это в большей степени является движущим фактором, который толкает нас на новые шаги, лучше всем вместе, чем каждый сам по себе.


– Какие планы у ASU на ближайшее будущее?


– Следующая остановка наша – это Киев. Мы собираемся с нуля открыть университет. Это что касается ближайших планов, а так мы всегда находимся в поиске новых университетов для сотрудничества.