Выгодно ли Казахстану участие в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и кто из стран на сегодняшний день получает большую выгоду в союзе, ответил первый заместитель премьер-министра Алихан Смаилов, передает kazlenta.kz со ссылкой на tengrinews.kz.
Смаилов отметил, что участие в экономической интеграции "это прежде всего для расширения торговых возможностей государств-членов". Он подчеркнул, что "Евразийский экономический союз потому и называется экономическим, что дает возможности для развития экономик стран-участниц".
По словам первого вице-премьера Казахстана, открытие границ для товаров из других стран всегда увеличивает конкуренцию на внутреннем рынке, и при этом не стоит забывать, что и казахстанские товары беспрепятственно заходят на рынки наших партнеров по ЕАЭС.
Приведу пример. До создания Таможенного союза, то есть в 2009 году, только 12 миллиардов долларов из 72 миллиардов долларов нашего экспорта была продукция переработки. Открылись таможенные границы, и уже в 2013 году экспорт переработки составил 18,4 миллиарда долларов из 122 миллиардов долларов товаров, проданных за рубеж.
В прошлом году, даже при общем падении товарооборота, 15,7 миллиарда долларов из 96 миллиардов долларов всего нашего экспорта занимала продукция переработки. И я считаю, что во многом этому способствовали возможности, которые предоставляет Евразийский экономический союз", - сказал Алихан Смаилов, отвечая на запрос редакции.
Объемы взаимной торговли наращиваются благодаря снижению документооборота при экспорте в страны ЕАЭС, за счет исключения таможенного декларирования, взаимного признания сертификатов соответствия, ветеринарных и санитарных документов.
"В государства-члены ЕАЭС направляется примерно 10 процентов казахстанского экспорта. 58 процентов этих объемов - доля обработанной продукции. Причем за 5 последних лет ассортимент экспортной корзины Казахстана в ЕАЭС увеличился более чем в два раза. Так что мы не продаем "только сырье", как заявляют некоторые противники экономической интеграции.
Увеличение объемов взаимной торговли между нашими странами приводит, к сожалению, и к увеличению негативного сальдо торгового баланса", - добавил Алихан Смаилов.
Товарооборот Казахстана со странами ЕАЭС, как отметил Смаилов, вырос на 30,7 процента - с 16,3 до 21,3 миллиарда долларов, экспорт - на 23,5 процента - с 5,1 до 6,3 миллиарда долларов, импорт - на 33,9 процента - с 11,2 до 15 миллиардов долларов.
Его рост объясняется все той же регионализацией и снятием таможенных барьеров: многие виды готовой продукции, которые раньше мы везли из дальнего зарубежья, то есть несли более высокие транспортные затраты при импорте, теперь поступают к нам с более близких рынков. Кстати, по такой же схеме "замещения импорта из третьих стран казахстанской продукцией" мы работаем с партнерами по ЕАЭС", - пояснил первый вице-премьер.
По словам Смаилова, сейчас Казахстан начал активно прорабатывать сотрудничество с российскими торговыми сетями, чтобы обеспечить фермерам большие объемы гарантированного сбыта.
Вице-премьер заявил, что уже есть контракты с рядом российских торговых сетей, включая крупнейшие "Пятерочку", "Перекресток", "Магнит". Речь идет о поставках не только овощей и фруктов, но и продукции легкой промышленности: полотенца, постельное белье, одежда. То есть товары, которые в Россию завозились из Турции, Китая и Узбекистана, теперь поступают от наших производителей.
"В рамках интеграции не только открылись рынки, но и выстраиваются производственные цепочки. Мы рассматриваем ЕАЭС как важную площадку для создания совместных кооперационных проектов для выхода на рынки третьих стран.
Именно в составе ЕАЭС мы стали более привлекательны для третьих стран. Заключены соглашения о свободной торговле с Вьетнамом, Сербией, Ираном, Сингапуром. Это открывает рынки для доступа нашей продукции без пошлин и других дискриминационных мер.
И, кстати, здесь нам помогает недискриминационный доступ к инфраструктуре стран-партнеров по ЕАЭС, a также предоставляемые внутренние тарифы при перевозке товаров железнодорожным транспортом. Это позволяет казахстанским экспортерам значительно снизить конечную себестоимость продукции. А логистические затраты, как известно, являются важнейшим барьером для нашего экспорта во многие страны", - указал Смаилов.
Барьеры для ЕАЭС для Казахстана.
Известно, что для полноценной реализации потенциала общего рынка ЕАЭС препятствуют барьеры во взаимной торговле. Каждая страна, выстраивая их, пытается защитить свой рынок от импорта.
Смаилов указал, что это в корне противоречит идеям самого Евразийского союза. И Казахстан, по его словам, всегда напоминает об этом коллегам.
"Особенно часто приходится напоминать, к сожалению, коллегам из России. Мы видим, что оживление казахстанского бизнеса на российском рынке в ряде случаев вызывает введение ограничительных мер со стороны партнеров.
На сегодня из 62 доказанных барьеров устранено 52, из которых 25 российских. Данный перечень неисчерпывающий. Применяются скрытые препятствия, в том числе за счет административного ресурса в регионах", - добавил он.
За 2020 год было устранено 12 чувствительных для казахстанского бизнеса барьеров. Работа над устранением других продолжается, заверил Смаилов.
Он добавил, что барьеры - это не просто то, что мешает бизнесу, это в первую очередь финансовые потери предпринимателей. По экспертным оценкам, для казахстанского экспорта только выявленные барьеры ЕАЭС ежегодно обходятся в 660 миллионов долларов.
Неисполнение обязательств
Также, по словам Алихана Смаилова, другой проблемой является неисполнение партнерами по ЕАЭС принятых обязательств. Реализация основных положений Договора о ЕАЭС отстает от запланированных сроков.
"Вступление в силу некоторых соглашений, регулирующих важные социально-экономические сферы взаимодействия государств-членов ЕАЭС, намеренно затягивается сторонами. Например, соглашение о судоходстве, соглашение о пенсионном обеспечении.
Де-факто отсутствует национальный режим в сфере госзакупок. Устанавливаются дополнительные требования в виде региональной сертификации, отсутствует взаимное признание банковских гарантий и ЭЦП, есть требования по местному содержанию", - пояснил Смаилов.
Какие страны больше в плюсе, чем Казахстан
Он отметил, что экономическая интеграция, предоставляя равные возможности ведения торговли и оказания услуг, приносит выгоду всем странам. Но все же эффект от интеграции для каждой страны зависит от того, насколько эффективно бизнес этих стран пользуется созданными возможностями.
Например, темпы роста Армении опережают объемы взаимной торговли и в укреплении интеграционных тенденций в рамках ЕАЭС. Также Беларусь демонстрирует большую ориентированность на рынок союза. Высокие показатели взаимодействия с рынком ЕАЭС зарегистрированы также по Кыргызстану.
"Однако стоит отметить, что сальдо взаимной торговли со странами-партнерами для всех государств-членов ЕАЭС, кроме России, имело и имеет отрицательное значение. Для России, выступающей основным поставщиком товаров на рынок ЕАЭС и важнейшим торговым партнером для остальных государств-членов ЕАЭС, сальдо складывается положительно.
Показатели динамики взаимной торговли Казахстана отличаются сбалансированностью. Прирост товарной массы экспорта и импорта характеризуется близкими значениями - 6,4 процента экспорта и 6,7 процента импорта. При этом основным партнером Казахстана во взаимной торговле остается Россия - 88,5 процента экспорта Казахстана на рынок ЕАЭС и 93,6 процента импорта во взаимной торговле", - заключил Смаилов.