Заместитель председателя Комитета труда, социальной защиты и миграции, главный госинспектор труда Толеген Оспанкулов рассказал подробности спора курьеров с компанией Wоlt в Алматы и объяснил, почему не может напрямую вмешаться в спор, сообщает kazlenta.kz со ссылкой на tengrinews.kz.
"Этот инцидент возник только на прошлой неделе. Проводится анализ, данный вопрос стоит на особом контроле не только правительства, но и Администрации Президента", - уточнил Оспанкулов.
Он прокомментировал критику в Сети о том, что акимат Алмалинского района не имел права вмешиваться в дела частного бизнеса, рыночные отношения и указывать компании, что делать.
"Представители акимата района действительно пришли. Они не заставляли работодателя отменить данную норму. Они попросили работодателя решить вопрос вместе с работниками. То есть сесть за стол переговоров и обоюдно решить данную ситуацию. Вы знаете, что после инцидента 12 мая 18 мая для тех работников, которые выступили (на забастовке. - Прим.), работодатель закрыл доступ на сайты. Именно 18 мая акимат Алмалинского района призвал обе стороны сесть за стол переговоров и решить проблему. Конечно, пока они к определенному моменту не придут, работодатель не будет снижать тарифы. Работодатель с этой нормой согласился", - отметил он.
По словам Оспанкулова, компания Wоlt не заключала с курьерами трудовых договоров. Вместо этого между ними действуют договоры гражданско-правового характера.
"Учитывая, что между данными работниками и Wоlt гражданско-правовые отношения, госинспекторы не могут влезать в эти отношения. Мы со стороны инспекции труда Алматы объяснили работникам, что готовы оказать юридическую помощь, что при нерешении данного спора вопрос можно решить в судебном порядке.
На сегодня гражданско-правовые отношения очень приемлемы для работодателей, вместо того чтобы заключать трудовые договоры, они по возможности заключают договоры ГПХ. Я бы призвал работников, чтобы при оформлении трудовых отношений именно акцент делать на заключение трудовых договоров", - сказал Оспанкулов.
Напомним, 12 мая в Алматы около 50 курьеров по доставке еды сервиса Wolt вышли на забастовку. По словам курьеров, перед началом летнего периода руководство увеличило количество доставщиков и сократило зарплату действующим работникам сервиса. В компании тогда заверили, что комментарии и запросы курьеров были услышаны и приняты во внимание.
18 мая курьеры заметили, что ряд учетных записей были заблокированы в приложении Wolt. Курьеры говорили, что заблокировано 40 человек, которые ранее бастовали против новых правил. В этой связи работники 18 мая вновь собрались перед офисом компании в Алматы.