Онлайн осуществлены уже почти 83% всех безналичных платежей, проведённых в РК, сообщает kazlenta.kz со ссылкой на finprom.kz.
За январь–июнь текущего года объём безналичных платежей в Казахстане составил 29,6 трлн тг — в 2,4 раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года (12,4 трлн тг). За последние пять лет объём безналичных платежей растёт в среднем в 2,2 раза в год, что говорит о стремительном развитии этого направления. Пандемия коронавируса и необходимость соблюдения социальной дистанции только ускорили процесс.
В Казахстане, как и во всём мире, одним из актуальных трендов рынка телекоммуникаций и финансовых технологий ожидаемо стали мобильные финансы. Почти 83% всех безналичных платежей, проведённых в РК, были осуществлены через интернет и мобильный телефон. За год сумма транзакций увеличилась сразу в 2,5 раза.
Доступ к всемирной сети популяризирует услуги, получаемые и/или оплачиваемые через интернет и мобильные приложения. Управлять своими деньгами посредством мобильного телефона могут абоненты всех операторов РК. В сегменте мобильных финансов дальше всех продвинулся Beeline.
При анализе международного опыта применения инноваций для карточных продуктов был определён основной тренд: интеграция функционала платёжных карт в мобильные телефоны. В РК, как и всюду в мире, всё больше пользователей оплачивают товары и услуги посредством мобильных платежей. По данным обследования Бюро национальной статистики АСПиР РК, в 2020 году при осуществлении покупок в интернете уже 21,8% пользователей использовали мобильные платежи. В региональном разрезе этот вид платежей наиболее распространён среди респондентов Актюбинской (48,5%) и Жамбылской (32,7%) областей, а также Шымкента (32,1%).
Новый импульс развитию мобильных финансов придаёт Beeline. 2 июня текущего года оператор презентовал мобильный необанк Simply: мобильный кошелек и первую в стране мобильную цифровую платёжную карту Visa Platinum. Simply доступен абонентам всех операторов, а главное, не требует наличия банка в зоне доступа, что крайне актуально для РК, где немалая часть населения проживает в регионах, на многие километры отдалённых от ближайших банковских отделений.
Фактически Simply — это первый в Казахстане необанк, который осуществляет все операции в мобильном приложении, связанном с номером телефона пользователя. Также в номере карты клиента зашит его номер мобильного. При этом подключение, годовое обслуживание, открытие кошелька и карты бесплатны, а зачисление средств — беспроцентно для всех пользователей. Кроме того, переводы с кошелька на кошелёк Simply, как и переводы на любую банковскую карту, выпущенную в Казахстане, также доступны без комиссии. Помимо этого, Simply интегрирован с технологией NFC и всеми цифровыми кошельками, которые есть в Казахстане: Apple Pay, Samsung Pay, Garmin Pay.
Более того, каждый пользователь новинки получает в подарок премиальную карту Visa Platinum со всеми соответствующими платиновому статусу привилегиями. Также у Simply есть своя система бонусирования: токены Simply с возможностью инвестирования. Для абонентов Beeline обеспечена прямая интеграция карты с балансом мобильного телефона и возможность использовать его как источник средств для карточной транзакции.
Заметим: в целом по банковскому сектору РК карты уровня Platinum предлагают всего 10 БВУ, и лишь 5 банков топовой десятки. Годовая оплата пользования картой достаточно сильно варьируется. Так, например, у Сбербанка она достигает 50 тыс. тг в год, а Евразийский банк позволяет пользоваться картой бесплатно, но только в случае наличия в банке депозита на сумму 10 млн тг. Также не у всех банков имеется возможность NFC-оплат, или варианты ограничены. Например, у карт Евразийского банка нет Garmin Pay, банк ВТБ вообще не даёт данных по бесконтактной оплате, и т. д.
За 2 месяца после официального запуска приложение Simply скачали более 322 тыс. раз, что говорит о большом спросе на этот продукт.
Кроме того, по состоянию на 9 августа текущего года приложение Simply занимает первое место в категории «Финансы» на площадке Google Play, опережая мобильные приложения БВУ РК.
Тем временем на втором месте расположилось «Kaspi.kz суперприложение». Замыкает ТОП-3 приложение Halyk Homebank от Народного банка Казахстана.
Напомним: в отличие от многих традиционных банковских сервисов, мобильные финансы доступны в РК практически повсеместно. К июлю текущего года в стране насчитывалось 16 млн абонентов сотовой связи, имеющих доступ к сети Интернет. За год их количество увеличилось на 6,9%. Из года в год наблюдается положительная динамика показателя.