Продолжит ли Казахстан поддерживать дальнейшие отношения с Афганистаном? Почему казахстанских дипломатов оставили работать в Кабуле? Стоит ли казахстанцам беспокоиться из-за возвращения "Талибана" к власти? На эти и другие вопросы корреспонденту Tengrinews.kz ответил специальный представитель Президента Казахстана по Афганистану Талгат Калиев.
- Касым-Жомарт Токаев в своем последнем Послании заявил, что "мы должны готовиться к внешним шокам и наихудшему варианту развития событий". К каким шокам надо готовиться Казахстану?
- Президент продемонстрировал свое стратегическое видение ситуации в Афганистане. Я полагаю, речь шла о влиянии происходящего в Афганистане на региональную и глобальную ситуацию. Безусловно, могут существовать разные сценарии - от оптимистичного к худшему.
Худший всегда лежит в основе последующих действий. Безусловно, смена режима в Афганистане повлечет за собой определенные последствия. Все государства региона внимательно следят за тем, что происходит. Ожидают программных заявлений новых властей Афганистана, как будет формироваться внутренняя и внешняя политика. Все исходят из того, что никаких резких действий от новых властей Афганистана не последует, это касается внутренней политики, норм международного, гуманитарного права, соблюдения прав женщин, детей, национальных меньшинств, прав человека в целом. В этом смысле Казахстан не одинок, это мнение ООН.
- Опасна ли обстановка в Афганистане для казахстанцев?
- Следует рассматривать проблему с нескольких сторон. Непосредственная угроза, как это преподносится некоторыми экспертами, явное преувеличение "неминуемого вторжения со стороны талибов в Центральную Азию".
Их интересы замыкаются внутри собственной страны. Другой вопрос - это проблема беженцев. Как мы видим из СМИ, большой поток людей стремится покинуть страну по разным причинам. Это уже большая проблема. Об этом открыто говорят и в США, и Европе, и в соседних странах, куда устремляется основной поток беженцев. Что касается Казахстана, то мы об этом говорили, и я хочу еще раз заявить: Казахстан не намерен, не планирует и не будет принимать афганских беженцев на своей территории.
- Как раз в первые дни в Казнете распространяли информацию о создании лагеря для беженцев из Афганистана.
- По этому поводу МЧС уже сделало свое заявление. Эта обычная плановая, рутинная работа. В случае обострения ситуации в регионе разворачиваются определенные мероприятия, это касалось необязательно афганских беженцев. Это мог быть приток беженцев из соседних государств. Госорганы исходят всегда из наихудших сценариев развития ситуации.
- Никаких лагерей ни в Шымкенте, ни в других городах создавать не будут?
- Не будут. Но опять-таки все зависит от развития ситуации.
- Будет ли Казахстан поддерживать дальнейшие дипломатические отношения с Афганистаном?
- Мы сохраняем свое дипломатическое присутствие в Кабуле. Наше посольство функционирует в обычном режиме. Посол находится на рабочем месте. Ситуация уникальная, по сути, произошел государственный переворот. Теперь должны последовать другие действия. Речь идет о признании новых властей Афганистана. Как вы знаете, существует резолюция ООН 1267, согласно которой некоторые из руководства талибов находятся под санкциями.
Данная резолюция ООН послужила для ряда государств, в том числе и Казахстана, поводом для признания движения талибов террористической организацией и ее запрета на территории нашей страны. Безусловно, мы будем ориентироваться на ООН, дискуссии по этому поводу уже идут в Нью-Йорке. Что касается контактов с "Талибаном", то большинство государств их ведет. Что касается Казахстана, то с посольством после 15 августа, когда талибы вошли в Кабул, естественно, произошел контакт. Речь шла о обеспечении безопасности нашего посольства, такие гарантии были даны со стороны талибов, вошедших в Кабул. Это первоочередная задача. Какие-либо враждебные действия в отношении дипломатической миссии рассматриваются как враждебный акт против всего государства.
- Поэтому наших дипломатов оставили там?
- В том числе. Уход из страны связан с определенными опасениями. Казахстан никогда негативно не высказывался в отношении Афганистана. Мы всегда призывали к окончанию гражданской войны и национальному примирению.
- Вы сказали "в том числе", а какие еще причины есть?
- Уйти всегда проще всего, вернуться уже тяжело. Нужно отслеживать ситуацию. И не забывайте, что Президент дал поручение вернуть этнических казахов на Родину. Все ресурсы посольства Казахстана сейчас брошены на эту работу. Там порядка 13 установленных семей, около 200 человек, по данным посольства Казахстана.
Этнических казахов доставили из Афганистана в Алматы
Процесс требует времени, так как необходимо будет предоставить документы, подтверждающие национальность. Это будет рассматриваться на комиссии. Глава государства дал поручение ускорить все процедуры. Добровольное желание каждого - выехать или остаться в стране. Надеемся, что в ближайшее время они смогут покинуть Афганистан. Выяснить реальное количество казахов там сложно. На месте есть активисты из числа казахской диаспоры, которые помогают сотрудникам посольства в поиске. Люди разбросаны по стране, все это осложнено проблемами со связью и транспортом. Посольство работает круглосуточно, чтобы найти не только казахов, но и казахстанцев. Надеемся, коммерческие полеты возобновятся. При необходимости и возможности будем рассматривать отправку борта.
- Как "Талибан" относится к действиям Казахстана? Нет ли рисков?
- По нашей информации, новые власти Афганистана не препятствуют данной работе.
- Передислокация сотрудников ООН в Алматы. Какие еще страны рассматривались для их передислокации? Как долго они здесь будут работать? Алматы останется для них постоянным местом работы?
- Передислокация офиса миссии ООН в Афганистане - огромная дипломатическая победа нашей страны. Ключевую роль в этом сыграл авторитет Президента Касым-Жомарта Токаева, кадрового дипломата, заместителя генерального секретаря ООН и главы европейского офиса ООН. Перевод офиса в Казахстан в Алматы не был случайностью, это был осознанный выбор ООН. Как вы знаете, ранее Казахстан выступил с инициативой создания регионального хаба ООН в Алматы.
Офис ООН лишь укрепляет наши амбиции по трансформации существующей ситуации по выстраиванию регионального хаба ООН. Такой хаб есть в Европе, и теперь мы полагаем, что есть основания по созданию хаба ООН в Центральной Азии.
Переброске офиса предшествовали переговоры в штаб-квартире ООН и во время визитов официальных представителей ООН в Нур-Султан. После чего Президент принял решение, что мы готовы принять миссию ООН. Было два рейса - по 135 и 108 человек перевезены из Кабула. Это все сотрудники самой миссии и других агентств ООН. По срокам их пребывания - все зависит от ситуации в Афганистане. Пока рано говорить о том, насколько они задержатся. По мере стабилизации в Афганистане офис вернется в Кабул. Возможно, в следующем году. Пока рано об этом говорить.
- Какова ситуация со студентами из Афганистана, они вернулись на учебу?
- В Казахстане обучается порядка 200 студентов из Афганистана, часть из них на грантах Европейского союза, часть на грантах Министерства образования, оставшиеся обучаются на собственные средства - в 12 вузах. Казахстанские вузы популярны среди афганских студентов, ситуация застала их врасплох.
Президент дал поручение оказать максимальное содействие афганским студентам. Прежде всего речь о продлении виз. Кто-то оканчивает казахстанские вузы. У них истекают визы. Будем продлевать эти визы, будем предоставлять им возможность остаться и предоставлять работу при желании. Кто-то останется в Казахстане до выяснения обстоятельств, кто-то покинет Казахстан, кто-то выедет в третьи страны. Это решение остается за самими студентами. Но большинство желало бы остаться и продолжить обучение. Еще в этом году был новый набор, это порядка 100 человек. Им также будут предоставлены визы, чтобы они могли начать обучение. Вопрос заключается в другом: позволят ли им выехать из страны новые власти? Насколько нам известно, идет интенсивное формирование новых государственных структур с назначением новых министров, глав ведомств, дождемся официального объявления.
- Будет ли продолжена торговля с Афганистаном?
- Людям необходимо пить и есть каждый день. Исходить из того, что к власти пришли иные силы, не означает, что должны страдать торгово-экономические связи. Будут приняты определенные решения, каким образом можно будет сохранить и увеличить торговый объем с Афганистаном, ведь эта страна - основной потребитель казахстанской муки.
- Можете дать оценку действиям бывшего президента Афганистана?
- Личность экс-президента Афганистана Ашрафа Гани нужно рассматривать в контексте в целом по ситуации в стране накануне прихода талибов. По сути, сопротивления не было. Все произошло настолько быстро, что никто не ожидал, что правительство Афганистана, возглавляемое Гани, сдаст страну без существенного сопротивления, несмотря на то что были потрачены огромные средства на подготовку сил, безопасности, армии.
- Еще раз уточню: стоит ли казахстанцам беспокоиться по поводу ситуации в Афганистане?
- Хороший вопрос. Казахстанцам стоит обратить внимание на другие поводы, которые были обозначены в недавнем послании Президента. Я хочу заверить граждан Казахстана, что МИД и другие государственные органы делают все, чтобы обеспечить на должном уровне безопасность наших граждан.