Отсутствие обуви, недостача хлеба, переохлаждение: Гусаков рассказал о нарушении прав человека в казахстанских тюрьмах

Фото: pexels.com

В текущем месяце состоялась презентация Консолидированного доклада участников Национального превентивного механизма (НПМ) за 2019-2020 годы, сообщает kazlenta.kz со ссылкой на пресс-службу Национального центра по правам человека.

Говоря о положении осужденных в исправительных учреждениях КУИС, руководитель группы участников НПМ по Карагандинской области Юрий Гусаков обратил внимание, что на сегодняшний день в Казахстане все еще довольно часто встречаются случаи несоблюдения стандартов содержания лиц, отбывающих наказание. Это, в свою очередь, ведет к нарушению их прав.

В качестве подтверждения своих слов спикер привел несколько примеров из отчетов по итогам превентивных посещений, осуществленных участниками Национального превентивного механизма против пыток и жестокого обращения.

Так, в одном из учреждений Алматинской области осужденные рассказали, что отопление в учреждении было подключено только в конце декабря 2019 года. Таким образом, осужденных в течении длительного периода подвергали переохлаждению и простудным заболеваниям. Как отметил Гусаков, умышленно ли это было или нет, жестокое обращение в данном случае очевидно.


В другом приведенном Гусаковым в пример обращении осужденные исправительного учреждения жаловались на отсутствие у половины из них форменной обуви. Также осужденные жаловались на зимнюю форменную одежду, которая больше пригодна в межсезонье, чем для зимы. В объяснении сотрудники администрации заявили, что осужденные сами отказываются от форменной обуви ввиду ее низкого качества. Гусаков подчеркнул, что по его мнению, данный пример демонстрирует бездействие должностных лиц, ведь ни одной претензии поставщикам одежды от начальников учреждений не поступало. В то же время, осужденным приходится покупать зимнюю одежду и обувь самостоятельно.

Третий случай, о котором рассказал Гусаков - это проблема недовеса хлеба в исправительном учреждении в Жамбылской области. «Было произведено взвешивание случайно выбранных 4 булок хлеба, электронные весы столовой показали 586, 568, 577, 566 грамм, средний вес составил 572 грамм, а согласно норме одна булка хлеба должна весить 700 грамм. Недовес составил 186 грамм. Меняем ракурс - это не проблема недовеса, это проблема недоедания человеком положенного государством хлеба. От 1/5 до 1/3 положенного веса, скорее всего, из-за хищений, и это вопрос не НПМ, а антикоррупционного ведомства», - заявил Юрий Гусаков.

Помимо этого, Ю. Гусаков обратил внимание на такие проблемы, как недостаток дневного света и искусственного освещения, а также нехватку стульев.

Он отметил, что подобные проблемы оставались нерешенными также и в 2015, 2016, 2017 и 2018 годах.Все еще актуальны и такие вопросы, как антисанитарные условия, отсутствие обеспечения необходимых условий для инвалидов, неэффективная работа медицинской и психологической помощи, нехватка материальных средств и т.д. По словам спикера, нельзя забывать и о неэффективном пенитенциарном менеджменте в целом, распространении ГУЛАГовской идеологии среди осужденных и элементарном пренебрежении их общим состоянием.

«В обязанности каждого начальника исправительного учреждения входит поддержание человеческого достоинства осужденных, на что мы также обращаем внимание в ходе превентивных посещений. Вынужден констатировать, что за последние 5 лет наблюдаю существенное сокращение числа сотрудников КУИС, которые точно знают, что содержит в себе понятие человеческого достоинства как таковое. И здесь возникают вопросы к образованию сотрудников, к уровню их служебной подготовки, знанию ими Конституции РК, в частности ст. 14 и 17 о запрете дискриминации и неприкосновенности человеческого достоинства», - подчеркнул Гусаков.

Как резюмировал руководитель группы участников НПМ по Карагандинской области, повторяющиеся из года в год факты нарушений прав человека в исправительных учреждениях РК говорят о ряде проблем, которые требуют безотлагательного решения. Это недостаточное финансирование исправительных учреждений, закостенелость уголовно-исполнительной системы, равнодушие и пренебрежительное отношение госорганов к человеческому достоинству осужденных, что ведет к невозможности их ресоциолизациии, как следствие,угрозам безопасности для общества после освобождения осужденных.


«Обращение с лицами, лишенными свободы, или их заключение под стражу как превентивная мера – не что иное, как лакмусовая бумажка, которая наглядно проверяет приверженность государственных органов и их руководителей соблюдать и выполнять обязательства в области прав человека. И это касается не только осужденных и следственно-арестованных, но и лиц с инвалидностью, пожилого возраста и детей, являющихся получателями специальных социальных услуг. Если государственные органы будут своевременно реагировать на сообщения о нарушениях прав человека, принимать качественные превентивные меры по устранению причин, способствующих таким нарушениям, тогда мы получим эффективные результаты, а именно снижение социальной напряженности и укрепление доверия населения к государственной власти, а также усиление ответственности конкретных должностных лиц», - резюмировала Уполномоченный по правам человека в РК Эльвира Азимова.

Стоит отметить, что на основании представленных Юрием Гусаковым данных Аппаратом Уполномоченного в рамках своей компетенции были направлены соответствующие запросы в Генеральную Прокуратуру РК, МВД РК и Агентство по противодействию коррупции РК с просьбой принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав, в случае подтверждения означенных спикером фактов.

Напомним, НПМ выступает разновидностью общественного контроля закрытых государственных учреждений с целью выявления и предупреждения пыток и других  жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

На сегодняшний день виды учреждений, подлежащих мониторингу участниками Национального Превентивного Механизма, можно классифицировать следующим образом:

1.         Организации, осуществляющие функции по защите прав ребенка.

2.         Организации по оказанию специальных социальных услуг. 

3.         Учреждения для принудительного лечения.

4.        Гауптвахты военной полиции, СИЗО КНБ РК.

5.         Специальные учреждения и помещения для временной изоляции (отделы пункты полиции).

6.         Учреждения уголовно-исполнительной системы (в том числе СИЗО, исправительные учреждения).

Задача задействованных в работе НПМ экспертов – регулярные посещения мест изоляции людей от общества и мониторинг соблюдения прав и свобод тех, кто в них находится.

2020 год ознаменовал эффективность семилетнего периода деятельности НПМ в Казахстане, которая координируется Уполномоченным по правам человека при поддержке Программы развития ООН и других международных организаций.