Начиная с 2020 года в ответ на снижение деловой активности и влияние пандемии COVID-19 на экономику большинство стран мира предпринимало активные меры фискального стимулирования, которые сопровождались проведением мягкой денежно-кредитной политики, сообщает kazlenta.kz со ссылкой на finprom.kz.
Эти меры повлияли на ускорение инфляционных процессов в текущем году — на фоне восстановления экономики и потребительского спроса.
Так, во всех странах ЕАЭС наблюдается ускорение годового роста цен. За последний год (с октября 2020 года по октябрь 2021 года) наибольший всплеск цен произошёл в Армении, где годовая инфляция выросла с 1,3% до 9,1%. Наивысший показатель инфляции среди стран ЕАЭС, несмотря на снижение за последние месяцы, наблюдается в Кыргызстане: 12,5% (в октябре 2020 года — 7,2%). В Беларуси инфляция достигла 10,5% (против 6,2% в октябре 2020-го), в России — 8,1% (против 4,0%). В Казахстане инфляция в октябре текущего года зафиксирована на уровне 8,9%.
В этих условиях денежно-кредитная политика центральных банков постепенно меняет направление — всё больше развивающихся стран активно вступает в цикл ужесточения денежно-кредитных условий.
Для предотвращения проинфляционных процессов в России ключевая ставка была повышена на 3,25 п. п., до 7,5%, в Кыргызстане — на 2,5 п. п., до 7,5%, в Армении — на 2 п. п., до 7,25%, в Беларуси — на 1,5 п. п., до 9,25%, в Казахстане — на 0,75 п. п., до 9,75%.
В странах СНГ, не входящих в состав ЕАЭС, также наблюдается рост инфляции. Исключением стал Узбекистан, где инфляция изначально была двузначной, а за последний год снизилась на 0,9 п. п. Наиболее серьёзные темпы роста цен за последний год отмечены в Украине и Молдове — с 2,6% до 10,9% и с 1,6% до 8,8% соответственно. В связи с этим ключевая ставка в Украине повышалась четыре раза, с 6% до 8,5%, в Молдове — трижды, с 2,65% до 5,5%.
Ключевая ставка с начала года также была повышена в Таджикистане (на 2,5 п. п., до 13,25%) и в Азербайджане (на 0,75 п. п., до 7,0%).
В странах СНГ и ЕАЭС формирование инфляции отмечается преимущественно под влиянием немонетарных факторов. Главный драйвер инфляции — рост цен на продовольственные товары. Основные факторы ускорения инфляции — общемировое повышение цен на продовольствие, сбои в логистических поставках вследствие пандемии, рост мировых цен на сырьевые товары, повышенные инфляционные ожидания и ухудшение инфляционного фона в странах — торговых партнёрах.
В отдельных странах проинфляционное давление усиливается активно восстанавливающимся потребительским спросом. Восстановление потребительского спроса в некоторых странах СНГ и ЕАЭС, в свою очередь, поддерживается снятием карантинных ограничений на фоне улучшения эпидемиологической ситуации и увеличением потребительского кредитования.
В связи с устойчивостью факторов инфляции регуляторы стран ЕАЭС и СНГ не исключают возможности дальнейшего ужесточения денежно-кредитных условий при смещении баланса рисков в сторону проинфляционных. Инфляционные процессы, протекающие в Казахстане, как и ответные меры на них, являются частью этого тренда.