В Западно-Казахстанском университете им. Утемисова разработали многоуровневую систему подготовки специалистов

Фото: из открытых источников

Западно-Казахстанский университет разработал стратегию подготовки специалистов не только с высшим образованием, но и со средне-специальным, передает корреспондент kazlenta.kz.

Это стало возможным в ходе поэтапного расширения академической и управленческой самостоятельности вузов с учетом опыта Назарбаев Университета и трансформации вузов в некоммерческие акционерные организации в соответствии с международной практикой, описанных в 78 шаге Плана нации Елбасы.

«В этом году мы получили дополнительную лицензию и можем принимать обучающихся по программе средне-специального образования, то есть по программе колледжа. Что это дает? Если раньше выпускник колледжа, закончив его, приходил к нам, сдавал вступительные экзамены и учился еще три года для получения высшего образования, то сейчас мы выстраиваем свою образовательную программу в колледже таким образом, чтобы обучающийся, получая средне-специальное образование, мог плавно перейти на уровень получения высшего образования, и срок его обучения составит два с половиной года, а иногда и два года. Мы ему засчитываем те предметы, которые мы ему даем на уровне колледжа. Таким образом сокращается срок обучения. Также выпускник нашего учебного заведения получает и диплом колледжа о средне-специальном образовании, и диплом высшего учебного заведения – диплом бакалавра. Здесь опять же у выпускника появляются возможности трудовой мобильности», - сказал ректор Западно-Казахстанского университета Нурлан Сергалиев.

Кроме того, по его словам, академическая и управленческая самостоятельность дает вузу большой плюс, который теперь может сам решать, кого нанимать на работу. Специалиста, магистранта, кандидата наук или доктора.

«Мы сейчас пришли к тому, что мы можем принимать на работу по гражданско-правовому договору, то есть не в штат, а почасовиков, пришедших именно с производства. Они занимают до 20 процентов часов. Он не кандидат наук, не профессор, у него нет академического опыта, но он практик. Это плюс», - добавил руководитель университета.

К примеру, по юридическим дисциплинам Западно-Казахстанский государственный университет приглашает на работу судей, работников прокуратуры и других специалистов-практиков.

«Управленческая самостоятельность позволяет нам расширить категорию лиц, привлекаемых к учебному процессу, в том числе именно практиков. И мы сами определяем квалификационные требования к преподавателям. У нас 178 образовательных программ. Это 91 программа бакалавриата, 81 программа магистратуры. 70 процентов из них относятся к программам образования. Мы не только разрабатываем, обновляем, интегрируем в реестр новые программы, но также мы делаем анализ востребованности программ образования, актуальности образования», - отметил Нурлан Сергалиев.

Он проинформировал, что вся полученная прибыль направляется только на развитие университета.

«Служба внутреннего аудита подчиняется совету директоров университета. Совет директоров рассматривает и утверждает планы развития университета, распределение финансов и чистой прибыли. Мы только представляем свое видение. Наша стратегия прямо коррелирует с программой развития образования на 2020 – 2025 годы», - прокомментировал ректор вуза.

Кроме того, Западно-Казахстанский университет тесно сотрудничает с Назарбаев университетом.

«Мы проводим на базе нашего университета обучающие семинары, ведем совместную работу по разработке и обновлению образовательных программ, проводим очень важные разработки по критериям оценки, студентоориентированное обучение. Также мы прорабатываем проекты по модернизации педагогического образования. Шесть наших сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава принимают участие в проекте Всемирного банка по усилению потенциала педагогического образования. Будут разработаны 30 образовательных программ. Это совместные разработки с Назарбаев университетом. В этом году у нас первый этап проекта, в ноябре начинается второй этап. Дальше наши сотрудники поедут в Финляндию для того чтобы ознакомиться с финской моделью образования», - пояснил Нурлан Сергалиев.

По его мнению, одной из основной миссий ведущих вузов является миссия подъема уровня региональных вузов.

«Министерство образования и науки это понимает и поддерживает эту миссию. В образовании, тем более в школьном, не бывает мгновенных результатов. Это не картошку и не кукурузу вырастить. Все это мы должны учитывать при разработке инновационных образовательных программ. Пять лет назад в Казахстане начали применять опыт НИШ в школах. Это программа обновленного содержания. Но первые результаты этой программы обновленного обучения мы увидим только через 5-6 лет. Ведь для этого нужно время. Еще раз подчеркну – дети – это не картошка, не помидоры, не кукуруза, которые вырастают за одно лето. Это нужно понимать очень четко», - подчеркнул руководитель вуза.