Каждый человек априори является потребителем товаров и услуг. В течение жизни граждане совершают немало приобретений, зачастую неудачных. Потребительские права казахстанцев нарушаются ежедневно и повсеместно. На сегодняшний день жители РК удовлетворены уровнем своей потребительской защищённости лишь на 67%. С каждым годом растёт количество жалоб на низкое качество товаров и услуг, передаёт kazlenta.kz со ссылкой на energyprom.kz.
Только в 2020 году в Комитет по защите прав потребителей МТИ РК обратилось порядка 21 тыс. граждан — в 3,5 раза больше, чем за 2019 год. В другие госорганы обратилось около 49 тыс. человек (за 2019 год — 30 тыс.). За пять месяцев 2021 года уже поступило более 6 тыс. обращений — пессимистичная статистика.
Заметим: такие проблемы с качеством как услуг, так и товаров могут сказаться крайне негативно на здоровье и в целом жизни населения. К примеру, только за девять месяцев текущего года с казахстанских рынков уже изъято более 3,8 тонн опасной пищевой продукции, то есть речь идёт непосредственно о еде, потребляемой гражданами страны.
В целом вопрос засилья некачественного, контрафактного или фальсифицированного товара в Казахстане с каждым годом стоит всё острее. Помимо жалоб населения и административных нарушений, наблюдается также рост количества уголовных правонарушений.
Так, к примеру, по итогам десяти месяцев текущего года по статье «Экономическая контрабанда» было зарегистрировано 69 уголовных правонарушений — сразу в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наблюдается также рост количества уголовных дел по следующим статьям:
• «Нарушение порядка и правил маркировки подакцизных товаров акцизными марками и (или) учётно-контрольными марками, подделка и использование акцизных марок и (или) учётно-контрольных марок» — уже 64 дела;
• «Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» — уже 57 дел;
• «Незаконное использование товарного знака» — 9 уголовных дел.
Предотвращение проблем, связанных с некачественным, контрафактным и фальсифицированным товаром сегодня — одна из приоритетных задач. При этом если некачественная одежда — чаще всё же потеря времени и средств, хотя и опасность для здоровья тоже может присутствовать, то фальсифицированные лекарства или продукты — это всегда серьёзный риск потери здоровья и даже жизни.
В этих условиях наиболее эффективным инструментом решения проблемы является маркировка товаров. Международная практика показывает, что маркировка товаров гарантирует качество и безопасность товара, оберегая потребителей от подделок и контрафакта. Кроме того, это один из важных инструментов, направленных на уменьшение теневого оборота товаров.
Уже сейчас можно отметить положительные моменты введения маркировки. К примеру, рост поступлений налогов и таможенных платежей в бюджет от реализации меховых изделий за семь месяцев 2019 года вырос на 55% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го.
Но есть и более важные нефинансовые факторы. Так, по данным исследования Nielsen, объём нелегального оборота табачных изделий в Казахстане в 2017 году составил 1,8%, в 2018-м — 2,8%, в 2019-м — 2,3%, в 2020-м — 3% (оценка). По данным ВОЗ, нелегальный оборот табачных изделий в среднем снижает цену на 4% и способствует увеличению всемирного потребления табака на 2%, что, в свою очередь, ведёт к гибели около 164 тыс. людей в год. Таким образом, маркировка табачных изделий оберегает здоровье нации.
Единым оператором маркировки в Казахстане определено АО «Казахтелеком». Технологическую поддержку предоставляет ТОО «Казахстанская Марка».
Важно отметить: цифровая маркировка товаров является межнациональным проектом, реализуемым на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). После введения обязательной маркировки ожидается значительное уменьшение доли теневого оборота, который на рынке лёгкой промышленности Казахстана достигает 63% от общего оборота, на рынке обуви — 48,5%, на рынке алкоголя — 25%, в фармацевтике — 12%.
К примеру, распространённый фейк утверждает, что из-за ввода маркировки на обувь цены на товар могут значительно увеличиться (на 30%–50%). Это не соответствует действительности. По данным МИИР РК, в среднем расходы производителей и импортёров, связанные с маркировкой, составят всего 0,1%–2,5% от стоимости одной пары обуви, то есть внедрение цифровой маркировки существенно не отразится на стоимости.
Впрочем, в последние годы паника по поводу любых цифровых (и не только) нововведений — случай, увы, нередкий. Печально то, что это напрямую вредит безопасности и в целом качеству жизни граждан РК.