Качество образования в Казахстане переживает не лучшие времена по всем направлениям, несмотря на расходы госбюджета

Фото: pexels.com

На развитие образования в РК выделяется немалый объём средств. Из года в год растут расходы госбюджета: так, в 2021-м в эту сферу было направлено 3,7 трлн тг, или 20,5% от общей суммы расходов государственного бюджета, — на 17,2% больше по сравнению с предыдущим годом. В целом за 10 лет было выделено 20 трлн тг, а среднегодовой темп роста в этом периоде составил 15%, передаёт kazlenta.kz со ссылкой на ranking.kz.

В 2015 году республика приняла на себя обязательства по достижению Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН до 2030 года, в числе которых Цель № 4, которая предполагает обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для каждого.

Однако, несмотря на существенные затраты из госбюджета на образование, регулярные заявления профильного министерства, реализацию комплекса системных мер и госпрограмм в секторе, качество образования в стране остаётся на удручающе низком уровне.

Согласно исследованию PISA 2018 года, успеваемость учащихся РК в сравнении в 2012 годом снизилась. Кроме того, средняя оценка была на 100 баллов ниже среднего значения по ОЭСР (это примерно эквивалентно двум с половиной годам обучения в школе). Так, средний балл Казахстана по чтению составил всего 387, в то время как в ОЭСР — 487; по математической грамотности в РК — 423 балла, в ОЭСР — 489; по естественным наукам в РК — 397 балла, в ОЭСР — 489. Результаты около двух третей учащихся, протестированных в рамках PISA, были ниже порога функциональной грамотности. Выделим и подчеркнём ещё раз: две трети учащихся РК функционально неграмотны, и это очень, очень серьёзная проблема.

На фоне и без того плачевных показателей в Казахстане в связи с пандемией COVID-19 пришлось закрыть школы и перейти к вынужденному удалённому обучению с использованием онлайн-платформ и телевидения. При этом в РК «коронавирусные» ограничения затронули школы сильнее, чем в других странах ЦА, ЕАЭС, а также в некоторых странах Европы, в том числе в развитых. Так, казахстанские школы в период с февраля 2020 года по июль 2021 года были закрыты на рекордные 11 месяцев и 3 недели.

О проблемах с качеством образования на всех уровнях обучения писали не раз все СМИ, включая нас. Причём слабые позиции Казахстана подтверждаются самыми разными рейтингами и аналитиками всего мира на протяжении многих лет (1, 2, 3).

По прогнозам Всемирного банка, результаты школьников в «постковидный» период лишь ухудшатся, что усилит тенденцию к снижению уровня успеваемости в стране.

Ещё один момент: в отчёте PISA отмечается, что результаты Казахстана ниже ожидаемых, если учесть уровень его финансирования. К примеру, в таких странах, как Молдова, Румыния, Украина, расходы на образование ниже, но его качество — намного выше. Это говорит о низкой эффективности реализации мер и работы Министерства образования и науки РК.

В стране было реализовано множество госпрограмм, которые не улучшили ситуацию в сфере образования. Так, МОН РК — в том числе под руководством сегодняшнего министра Асхата Аймагамбетова — реализовало следующие программы:

• Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы;
• Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы;
• Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 годы;
• программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010–2020 годы;
• концепция обучения в течение всей жизни (непрерывное образование);
• ряд непрофильных госпрограмм, затрагивающих вопросы развития образования.

Ухудшение качества образования в Казахстане подтверждается и исследованием БНС АСПиР РК. В 2021 году удовлетворённость качеством услуг в сфере образования в Казахстане заметно просела. Доля респондентов, полностью удовлетворённых качеством услуг по всем сферам образования (дошкольного, общего среднего, среднего профессионального, высшего и послевузовского) снизилась, а доля недовольных — выросла.

Более подробная информация предоставлена в инфографике.

Причём складывается ощущение, что проблемы образования в РК не решает не только профильное ведомство — МОН РК. Выходит, что, несмотря на многочисленные заявления, включая слова президента, вопросы образования не интересуют ни акиматы, ни прочие госструктуры.

К примеру, что касается дополнительного образования, не менее важного для развития детей, чем основное, по сообщению на странице Аружан Саин, уполномоченной по правам ребёнка в РК, с 1 марта 2022 года Управление культуры, архивов и документации Алматинской области разослало официальное письмо о решении остановить финансирование творческих кружков по госзаказу по всей Алматинской области. «Я возмущена решением руководства Алматинской области о том, что с 1 марта прекращается финансирование занятий детей», — написала Саин.

Особенно грустно, что речь идёт именно об Алматинской области — одной из самых «сельских» и густонаселённых в стране.

Поясним: Саин говорит о программе подушевого финансирования в рамках закона, согласно которому каждый ребенок может посещать до двух спортивных секций или творческих кружков бесплатно — по крайней мере, теоретически. Операторами программы выступают акиматы в регионах, работает специальный портал artsport.edu.kz. Практически же, по словам детского омбудсмена, «последнее время мы видим активное сопротивление реализации данной реформы во всех регионах Казахстана». То есть, судя по всему, экономят на образовании и развитии детей не только в акимате под руководством Каната Бозумбаева.

Напомним при этом: Касым-Жомарт Токаев, говоря об уроках «трагического января», отметил, что повышение доступа к качественному образованию является сегодня безусловным приоритетом. Отдельно президент выделил культурную, образовательную составляющую развития, так как образованные граждане более конкурентны в масштабах страны и имеют больше шансов на успех и достойную жизнь.