В Казахстане продолжают ужесточать денежно-кредитную политику, тогда как Центробанк России снизил базовую ставку, невзирая на инфляцию и геополитические факторы. О том, почему это происходит рассказал в интервью изданию Egemen Qazaqstan председатель Национального банка РК Галымжан Пирматов, передаёт kazlenta.kz.
По его словам, некоторые эксперты сравнивают базовые ставки Нацбанка Казахстана и Центробанка России. После удвоения ключевой ставки с 9,5% до 20% в феврале этого года Банк России понизил ее до 9,5% для обеспечения финансовой стабильности с учетом дефляционных процессов, связанных с рецессией в экономике.
Как отметил глава Нацбанка, в России несколько недель наблюдается дефляция, при этом инфляция с поправкой на сезонные колебания в последнее время значительно ниже целевого уровня, в то время как быстрое снижение ставок является законным явлением.
В отличие от ситуации в России, в Казахстане рецессии не ожидается, напротив, ожидается дальнейшее усиление инфляционного давления в условиях дополнительного фискального импульса в условиях роста деловой активности и спроса. В связи с этим некорректно сравнивать базовые ставки в России и Казахстане, – отметил Галымжан Пирматов.
Он пояснил, почему не формируется прямой курс тенге к рублю. Он отметил, что Нацбанк Казахстана придерживается принципов свободного колебания курсов национальных валют. В июне на фоне введенных в Российской Федерации мер по ограничению движения капитала, высоких цен на основные экспортные товары цена рубля существенно укрепилась по отношению ко всем валютам, в первую очередь к доллару США.
По мнению главы Нацбанка, курс тенге к российскому рублю не формируется напрямую, он формируется исходя из курса тенге и рубля к доллару. Для того, чтобы рынок тенге и рубля формировался самостоятельно, необходим торговый баланс между странами.
А сейчас мы ввозим из России больше, чем вывозим в Россию, и наши продавцы товаров предпочитают продавать свои товары в иностранной валюте, а не в тенге, когда продают в Россию. Поэтому спрос на тенге низкий. Соблюдение политики плавающего обменного курса предотвращает накопление дисбалансов, а также позволяет сохранить золотовалютные резервы страны. Поэтому не допускается совершение каких-либо операций с курсом национальной валюты с целью повлиять на паритет с рублем или любой другой валютой, – уточнил Галымжан Пирматов.
Также он рассказал о причинах повышения базовой ставки.
Такое решение принято по результатам прогностического раунда, проведенного в мае-июне этого года. Мы предполагаем, что инфляция увеличится и к концу года будет на уровне 13-15%, – сказал он.
Также Галымжан Пирматов отметил Казахстан сохранил базовую ставку на уровне 14%. Он считает, что высокая базовая ставка в совокупности с контрциклической бюджетной политикой и ослаблением внешнего инфляционного давления будет способствовать замедлению инфляции до 7,5-9,5 % в 2023 году.