«Казахстан имеет все возможности стать территорией развития просвещенного ислама. Мы в состоянии дать всему миру достойный пример построения общества на принципах прогресса, мира и справедливости, уважения веры и нравственных ценностей, толерантности и добрососедства с представителями других вероучений» - именно с таким заявлением в 2018 году Касым-Жомарт Токаев обратился к участникам Форума мусульманских ученых Евразии. И поддерживая эти слова, преподаватель центральной мечети «Иман» Талдыкорганского региона Ережеп Жардыбайулы рассказал о религии мира, передаёт kazlenta.kz.
Ережеп Жардыбайулы отметил, что слово «Ислам» означает «благополучие, покорность, послушание, повиновение». То есть ислам – религия мира и спокойствия, и к каждому представителю религии относится с уважением. Никто не подвергается дискриминации по признаку религии, национальности, расы или пола. Люди оцениваются с точки зрения морали, и никто не превозносится выше Аллаха, важно лишь благочестие и религиозность человека.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом - самый благочестивый. (Сура Худжурат, 13-й аят). Пророк (с.а.с.) сказал: «О люди! Помните! Араб не обладает превосходством над неарабом, а неараб не имеет преимущества над арабом. Так же, как белый не обладает превосходством над чернокожим, а чернокожий не имеет преимущества над белым, кроме как в благочестии и добрых делах. Несомненно, самые почетные из вас в глазах Аллаха те, кто благочестив», - рассказал преподаватель мечети.
Долг каждого мусульманина, по его словам, положить конец мятежу и разладу в обществе.
Все это описано в Коране и хадисах. Совершенство веры состоит в отказе от определенных вещей ради единства и солидарности общества. Ни одна из мировых религий не позволяет нарушать общественный покой. Точно также есть свои особенности в исламе, - подчеркнул Жардыбайулы.
Для поддержания мира и согласия в мире в исламе требуется соблюдение определенных принципов.
1. Не ущемлять права других.
Каждый мусульманин, принявший ислам и изучающий Коран, не должен причинять вред другому мусульманину. На это Пророк (с.а.с.) сказал, что мусульмане братья друг другу. А брат не совершит зла и не бросит в беде. Позаботившийся о своем брате, получит помощь Аллаха. (риваят Бухари).
2. Отношения между участниками диалога должны складываться на основе принципа справедливости и доброжелательности. Коран запрещает любые дискуссии, в которых имеют место грубость и неуважение к собеседнику: «Призывай на путь Господа неопровержимыми доводами из Корана и добрым назиданием и веди с ними спор мягко и наилучшим образом» (сура «Ан-Нахль»).
3. Обладать хорошим нравом.
Ислам основывается на хорошем поведении. Это называется нравственностью Корана. Совершенство человека с точки зрения веры и мир во всем мире достигаются через хорошее поведение. Всевышний Аллах повелел мусульманам совершать все добрые дела и воздерживаться от злых дел.
4. Свобода вероисповедания.
Ислам никого не осуждает за религиозные убеждения. В религии нет насилия. Как сказал Пророк в одном хадисе: «Упрощайте и не усложняйте».
5. Быть добрым и прощающим.
Ислам призывает всех быть добрыми и уметь прощать других. В аяте сказано: «Следуйте по пути прощения, поступайте правильно и избегайте невежества». (Аграф-199). Ислам повелевает нам не разделяться на разные секты, не быть пешками каких-то религиозных и политических групп и бунтовать, а сохранять единство и солидарность в обществе.
Преподаватель мечети напомнил, что Пророк был очень терпелив в сохранении единства и солидарности ислама.
Из-за потребности в социальной сплоченности он очень хорошо знал мунафиков (лицемеров) среди жителей Медины и того, кто стоит за ними, но никогда не открывал этого городу. Не говоря уже о том, что к ним относились как к мусульманам. Предводителем мунафиков был Абдуллах ибн Убай ибн Салул. Несмотря на то, что халиф Омар (р.а.) неоднократно просил разрешения обезглавить его, Пророк предоставил это дело Аллаху и не убивал лицемеров, наносивших вред исламу и обществу. Даже когда предводитель мунафиков Абдуллах ибн Убайй ибн Салул послал своего сына к Святому Пророку перед смертью и попросил у него рубашку, чтобы использовать в качестве савана, два мировых лидера, самые почитаемые из людей, дали ему рубашку. Таких примеров в жизни Пророка много. Также есть много примеров из истории жизни сподвижников, которые учились у Пророка, - рассказал он.
Другими словами, единство и сплоченность общества, служение религии на благо процветания ислама действительно достигли больших успехов.
Да благословит Всевышний нашу страну, не лишит наш народ единства, дарует нашей молодежи прямой путь и сильный характер! Аминь, - добавил Ережеп Жардыбайулы.