В далеком 1992 году Нурсултаном Назарбаевым была озвучена идея Ассамблеи народа Казахстана. Хотя и миновало 30 лет с этого события, Ассамблея до сих пор несет большую роль в укреплении межэтнического согласия, способствует укреплению толерантности в обществе и единства народа. Благодаря усилиям этнокультурных объединений стало возможным возрождение и развитие национальных культур, языков и традиций народа Казахстана. Одним из ярких этнокультурных представителей в Жетысуском крае является народный ансамбль «Ачимноуль», традиционно представляющий Корейский этнокультурный центр. Сегодня мы познакомим вас с интересной историей этого ансамбля и бессменном балетмейстере Галине Алексеевне Нам-Цой.
Галина Нам-Цой получила образование в Алтайском государственном институте культуры по специальности «Русский народный танец». После окончания института ее распределили в Алматинский облсовпроф, после перераспределения Нам-Цой перевели в город Талдыкорган. И вот с октября 1980 года она живёт там.
Татьяна Ивановна вела кружок кройки и шитья при ДК имени Жансугурова. Сама она была далеким человеком от творчества. Но с конца 1960-ых годов она начала собирать людей: музыкантов, певцов, танцоров. С выступлениями ансамбль ездил по всей области. Так, коллектив просуществовал несколько лет, а потом, защитившись, приобрел официальный статус.
Балетмейстеры приходили-уходили, а корейские танцы никто не знал и не танцевал, кроме корейского театра. В этом году он также отмечает юбилей. Сначала театр работал по старым корейским журналам.
- У нас был прекрасный баянист Михаил Иванович Ваенгард. Он играет мне музыку, я смотрю по журналам движения, и мы танцуем корейский танец… с русским уклоном, или русский хоровод с какими-то корейскими движениями. Так было до 1987 года. Потом мы попали в Алматы, выступали во всесоюзном фестивале этнографического искусства, куда приезжали творческие люди со всего Советского Союза. И в 1988 году нас по линии Общества дружбы СССР приглашают в Пхеньян, КНДР. Пришел к нам, по приглашению Ню Владимира Сергеевича, Цой Дмитрий Дмитриевич, музыкант, дирижер, организатор смотров художественных самодеятельств, и начал нас учить песням. Потом он пригласил к нам Ким Римму Ивановну, ныне она народная артистка Казахстана, а тогда руководила «Арираном» - хореографической группой корейского театра. Увидев наши танцы, она только и промолвила: А мне сказали, что это подготовленная группа… Она поставила нам три корейских танца. И мы впервые поняли и прочувствовали, что это такое. Это было абсолютно все другое, мы не слышали музыку, не понимали движения, тело болело… С грехом пополам мы выучили танцы и поехали в Пхеньян, - вспоминает Татьяна Ивановна.
- В 1990 году мы выиграли первый республиканский смотр корейского искусства, который проходил в Алматы. За первое место была объявлена поездка в Пхеньян. Но так как мы уже были в Пхеньяне, нас уговорили отдать путевку, пообещав, что мы поедем в Южную Корею. И мы согласились. Это было весной. А уже осенью нас, действительно, вместе с корейским театром посылают в Южную Корею на международный фестиваль. Мы впервые были в капстране, мы выступали в трех крупнейших городах: Сеул, Тэгу и Пусан. И тогда я впервые почувствовала эту разницу – Сеул и Пхеньян. Последний концерт проходил в Сеуле, а в постановке у нас севернокорейский танец. Мы оттанцевали, а после нас выходило хореографическое отделение нашего корейского театра. В принципе, тогда все прошло хорошо, и мы лично на себе это не ощутили, - говорит Нам-Цой.
Третья поездка коллектива состоялась в 1991 году.
Нас отправляют опять в Пхеньян на международный фестиваль «Апрельская весна» ко Дню рождения Ким Ир Сена. Приезжают корейцы со всего мира. Принимают нас на достойном уровне.
90-ые годы прошли плодотворно. К коллективу стали приезжать педагоги из Северной, а потом и из Южной Кореи.
- Они учили нас танцевать. Так началось мое познавание, узнавание, обучение и моей специализацией стал корейский танец. В 1993 году мы выиграли международный фестиваль в Южной Корее. Нас стали узнавать. Открылось телевидение, появилось видео, больше стало информации. Когда у нас были тяжелые годы 1996-1997 годы, нас пригласили работать в Южную Корею. Это, как сейчас, едут гастарбайтеры работать, так и мы стали работать в шоу программе Дин Владимира Александровича, который организовал группу из циркачей, певцов, танцоров. Мы зарабатывали 250-300 долларов. Шесть месяцев мы находились там. Мы больше узнали об этой стране, - отметила она.
Сегодня Татьяна Ивановна на пенсии. С осени прошлого года заменяет молодого руководителя, ушедшего в декретный отпуск.
Тогда мы приняли участие в международном фестивале «Арт-итальяно» в Нур-Султане, взяли Гран-при. Получили приглашение в Турцию, которую посетили и также получили главный приз. Теперь у нас еще одно приглашение на следующий год – на Кипр. Девочки довольные. Я им всегда говорю: Вы не имеете права танцевать хуже тех, кто когда-то начинал. Сегодня они делают такое, что я когда-то со своим институтским образованием не могла делать. И я горжусь ими. А на данный момент мы готовимся к 50-летнему юбилею нашего ансамбля. К сожалению, многие уехали и работают в Корее, но те, кто остался здесь, обязательно примут участие в концерте. Это Ли Юлия Георгиевна, которая поет с начала основания коллектива. Хочу отметить и Ли Аэлиту Эриковну, которая более 15 лет танцевала у нас. Наш ансамбль знаменит еще тем, что 60% жителей Талдыкоргана так или иначе соприкасались с его деятельностью. И когда идешь по городу, всегда встречаешь знакомые родные лица. Сегодня мы, руководители ансамблей, уже в возрасте, и хотелось бы, чтобы наше дело продолжили.
- А пока я счастлива, потому что идешь с удовольствием на работу и с удовольствием возвращаешься. Бывает, конечно, сердишься, злишься, хочешь все бросить. Но, когда видишь итог, все забываешь. Сколько радости у детей, родителей, какое удовлетворение получают зрители! А ведь по большому счету мы и работаем на зрителя, - подчеркнула Татьяна Ивановна.