Фото:
"Роскосмос" назвал причину аварии "Союза" с экипажем, произошедшей ранее в октябре. Это была первая в истории современной России подобная авария в пилотируемой космонавтике.
Крушение ракеты-носителя "Союз-ФГ" с кораблем "Союз МС-10" 11 октября произошло из-за нештатной работы датчика, который сигнализирует о расхождении первой и второй ступени, заявил исполнительный директор "Роскосмоса" по пилотируемым программам Сергей Крикалев.
По его словам, это привело к тому, что один из боковых блоков первой ступени не отошел на нужное расстояние и ударил по баку горючего второй ступени. Бак разорвался.
"Причиной тому, то, что обнаружила комиссия, явилась нештатная работа датчика, который сигнализирует о расхождении первой и второй ступеней", - пояснил он.
Крикалев добавил, что запуск очередного экипажа к МКС запланирован на 3 декабря.
Он рассказал о выводах аварийной комиссии, разбиравшейся с аварией "Союза", на торжественном мероприятии, посвященном 55-летию Института медико-биологических проблем РАН, передает РИА Новости.
Ранее на этой неделе "Роскосмос" сообщал, что 31 октября причины аварии назовут гендиректор корпорации Дмитрий Рогозин и глава аварийной комиссии, руководитель центра пилотируемых программ головного научного института ЦНИИмаш Олег Скоробогатов.
Фото: bbc
Авария "Союза"
Авария ракеты-носителя "Союз-ФГ", которая должна была доставить новый экипаж к Международной космической станции (МКС), произошла вскоре после старта с космодрома Байконур.
На борту корабля находились космонавт Алексей Овчинин и астронавт Ник Хейг. Они благополучно катапультировались, спускаемый аппарат с космонавтами приземлился в Казахстане.
Для Овчинина аварийный полет был вторым в карьере, в 2016 году он провел в космосе 172 суток. Хейг летел в космос впервые.
Обломки корабля упали в 30-50 км от казахстанского города Жезказган.
Из-за аварии, как сообщал Интерфакс, были приостановлены пилотируемые и непилотируемые пуски "Союзов". В частности, были отменены запуски 19 октября с Плесецка, 31 октября с Байконура и 7 ноября с Куру.
Ранее исполнительный директор по пилотируемым программам "Роскосмоса" со ссылкой на видеозапись старта "Союза" говорил, что блок первой ступени ракеты коснулся второй ступени, но причины этого были неизвестны.
Какие были версии
О том, что причина аварии заключалась в некорректной работе датчика разделения первой и второй ступени, источник Интерфакса сообщал уже через несколько дней после происшествия.
"Один из боковых блоков первой ступени столкнулся с центральным блоком из-за того, что пирозамок не сработал, - говорил собеседник агентства. - Это могло произойти из-за отсутствия команды по причине того, что датчик, фиксирующий выход верхушки бокового блока, мог оказаться поврежден и не сработать".
Еще источники Интерфакса обращали внимание на то, что на ракете-носителе "Союз", потерпевшей аварию при запуске, использовалась система управления украинского производства
Затем газета "Коммерсант" писала, что причиной аварии стали действия, допущенные при подготовке ракеты к запуску на космодроме Байконур.
"По всей видимости, повреждение было нанесено в ходе подъема бокового блока подъемным краном. Это не конструкторская ошибка и не заводской брак", - говорил источник издания.
При сборке могли повредить датчик на одном из боковых блоков, что привело к не открытию крышки реактивного сопла, развивал эту версию источник Интерфакса, ссылаясь на выводы госкомиссии.
В "Роскосмосе" версию о повреждении ракеты во время сборка назвали "слухами и домыслами".
Далее в СМИ прозвучала версия о том, что сборщики на Байконуре с силой соединяли боковой блок ракеты с центральным и погнули один из двух выступов крепления, а чтобы он вышел при разделении в полете нанесли внутрь смазку. Об этом писало РИА Новости, ссылаясь на источник, знакомый с ходом расследования.
Эту версию в "Роскосмосе" также решительно отвергали.
"Это не соответствует действительности", - говорили в госкорпорации.