Как влияет на Казахстан кризис авторынка России?

Фото: newmotors.by

В первом полугодии текущего года производство легковых автомобилей в РФ сократилось на 61,8% по сравнению с январём–июнем 2021-го, до 279,2 тыс. машин, передаёт kazlenta.kz со ссылкой на finprom.kz

Производство российских марок упало на 66,1% (до 76,5 тыс.), иномарок — на 59,9% (до 202,7 тыс.). Хотя производители и дилеры РФ надеялись, что в мае российский авторынок «достиг дна», в июне ситуация оставалась плачевной: выпуск легковых авто составлял всего 13,4 тыс. — более чем на 90% меньше, чем в июне прошлого года. В свою очередь, продажи новых легковых автомобилей в России по итогам первого полугодия просели на 55,6%.

После начала военных действий в Украине 24 февраля 2022 года многие страны ввели экономические санкции, которые в той или иной степени повлияли на российские автопром и авторынок. В начале марта текущего года ряд крупных зарубежных автопроизводителей заявил о временной приостановке своей деятельности в РФ. Компании остановили выпуск машин на российских заводах и перестали поставлять новые машины российским дилерам. Так, к примеру, Volkswagen приостановил производство автомобилей на обоих своих заводах с 3 марта, Renault — с 28 февраля, а впоследствии передал свою долю «АвтоВАЗу» и покинул регион. Приостановлена в начале марта и работа трёх заводов азиатских марок в Санкт-Петербурге — Toyota (выпускались Camry и RAV4), Nissan (Qashqai, X-Trail, Murano) и Hyundai (Solaris, Creta и Kia Rio). При этом Toyota и Hyundai, вероятно, останутся в России, однако с Nissan ситуация иная: компания входит в альянс с Renault, который готовится к сворачиванию бизнеса в РФ.

Хотя бы в ограниченном режиме в РФ функционируют лишь 3 из 20 автосборочных производств — «АвтоВАЗ», «УАЗ» и Haval. Более того, крупнейший завод РФ, «АвтоВАЗ», вернулся к 5-дневной рабочей неделе лишь с 15 августа. Напомним: в мае завод приостанавливал работу. На данный момент «АвтоВАЗ» производит только две модели — Lada Niva и Lada Granta, — причём речь идёт о так называемых упрощённых версиях популярных автомобилей, у которых отсутствуют АБС и подушка безопасности.

Ранее в течение 20 лет автомобильная промышленность России активно развивалась: этому способствовали установление заградительных пошлин на подержанные иномарки, реструктуризация долгов перед бюджетом, а также открытие заводов иностранных автоконцернов. К примеру, завод Ford за 150 млн долл. США имел мощности в 25 тыс. автомобилей в год, выросшие впоследствии до 160 тыс. авто. Renault-Nissan подписали договор о покупке блокирующего пакета акций российского «АвтоВАЗа». В Санкт-Петербурге открыли крупнейший завод иностранного автоконцерна «Хендэ мотор мануфактуринг рус», где выпускали автомобили Hyundai и Kia. Ранее там же были открыты заводы Ford, Toyota, General Motors и Nissan, которые способствовали формированию автомобильного кластера в Санкт-Петербурге. Также в России были открыты заводы по производству легковых автомобилей Mersedes-Benz и Haval.

Поставки машин и комплектующих шли, в числе прочего, и в Среднюю Азию и Казахстан. Так, доля РФ в общем объёме импорта новых автомобилей в РК до 2019 года составляла более 50%, в 2020-2021 годах на долю России пришлось чуть менее 40%, однако уже за январь–апрель текущего года показатель упал до всего 32,2%.

Уход автоконцернов и приостановка производства в РФ ожидаемо серьёзно влияют и на авторынок РК. Так, количество импортируемых из РФ в РК новых автомобилей за январь–июнь 2022 года составило чуть менее 5,4 тыс. — в 2,4 раза меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Импорт автомобилей бренда Renault сократился за год сразу в 7,6 раза, Mazda — в 2,8 раза, Toyota — в 2,6 раза, Volkswagen — в 2,1 раза, Mitsubishi — в 2,1 раза, Nissan — на 42,4%, а машины марки Skoda в этот период и вовсе не ввозили в РК. Единственный бренд, по которому наблюдается рост импорта в РК из РФ — Haval (плюс 37,4%).

В свою очередь, продажи новых автомобилей в Казахстане, несмотря на логистический кризис и дефицит комплектующих, сократились лишь на 8%: за январь–июнь текущего года было продано 51,9 тыс. легковых автомобилей. «Дыру» на рынке закрывает местный автопром: доля отечественных автомобилей в общем объёме продаж за год увеличилась с 62,7% до 75,9%.

В то же время стоит отметить, что из России в Казахстан импортировались не только сами авто, но и комплектующие для производства легковых автомобилей марок Lada, Kia, Hyundai, Renault, а также лёгких коммерческих и коммерческих автомобилей марок GAZ, KAMAZ, URAL. Пока сложно оценить, насколько тяжёлый урон нанесёт авторынку РК ситуация в России и чем смогут ответить наши импортёры и автопроизводители. Сейчас в РФ прогнозируется спад продаж новых автомобилей в 2022 году на 54% по отношению к 2021-му; более того, по пессимистичному сценарию спад может составить 67%.

Отдельно отметим, что в сложившейся ситуации перед Казахстаном может встать ещё один вызов: вывоз новых автомобилей в РФ. В российском информационном поле появляется всё больше публикаций о том, как купить и привезти автомобиль из Казахстана. В этом россиянам сейчас помогают частные казахстанские перекупщики. Согласно отчёту ГИБДД за 2021 год, автомобильный парк РФ достигает 64 млн автомобилей. Ежегодные продажи новых авто — около 1,5 млн единиц. В то же время казахстанский автопарк составляет всего 4,5 млн авто, из них 1 млн — новые. В сложившихся условиях парк новых автомобилей может быстро «уехать» из РК в РФ. При этом старые автомобили остаются в стране, их парк, напротив, пополняется ввозом подержанных авто из других государств.