Казахстан не дотянул до запланированных показателей Индекса верховенства закона - аналитики

Фото: pixabay.com

Успешное развитие страны напрямую зависит от построения справедливого правового государства. То, как Казахстан справляется с этой задачей, отражается в международных рейтингах. Власти Казахстана относятся к ним серьёзно — некоторые даже включили в Национальный план развития РК до 2025 года в качестве индикаторов достижения общенационального приоритета «Справедливое и эффективное государство на защите интересов граждан». Однако, несмотря на интерес к рейтингам, формирующим имидж страны на мировой арене, в Казахстане едва ли усердно занимаются их повышением, передаёт kazlenta.kz со ссылкой на finprom.kz.

Один из этих рейтингов — индекс верховенства закона, который ежегодно составляется международной организацией The World Justice Project (WJP). Среди основных принципов верховенства права — разделение властей, защита личной свободы и личного достоинства.

Индекс ранжирует страны в соответствии с их достижениями в формировании среды, основанной на наличии законодательства, защищающего права граждан. На основе результатов по каждому показателю рассчитывается итоговая оценка страны в диапазоне от 0 до 1, где 1 означает самый высокий уровень соблюдения верховенства закона, а 0 — самый низкий.

По итогам 2021 года Казахстан поднялся на три позиции в глобальном рейтинге верховенства права, заняв 66-е место из 139 стран и юрисдикций мира, сообщает WJP в отчёте за 2021 год. Республика расположилась по соседству с двумя африканскими странами — Малави и Тунисом.

Однако последние три года индекс Казахстана не растёт и находится строго на уровне 0,52 (максимальная оценка). Судя по всему, на то, что республика поднялась на три позиции в глобальном рейтинге, повлияли изменения в показателях других стран, уступивших место Казахстану. До периода стагнации (2019–2021 годы) рост показателя также был едва заметным и никогда не увеличивался более чем на одну десятую за год.

Согласно Нацплану, ожидаемый показатель в 2021 году должен был составлять 0,53, однако достичь его не удалось. В отчёте за 2021 год на официальном сайте МНЭ РК это объясняется тем, что на итоги оценки за отчётный период существенное влияние оказала пандемия COVID-19, когда социально-экономические факторы якобы отрицательно повлияли на уровень доступа населения к фундаментальным правам человека.

Среди 14 стран региона Восточной Европы и Центральной Азии Казахстан занимает 4-е место по этому показателю; среди 40 стран с уровнем дохода выше среднего — 17-е место.

Индекс верховенства права рассчитывается на основе восьми контрольных показателей: ограничения полномочий институтов власти, отсутствия коррупции, порядка и безопасности, защиты основных прав, прозрачности институтов власти, нормативно-правового обеспечения, гражданского правосудия, уголовного правосудия. По итогам 2021 года, больше всего Казахстан преуспел в категории порядка и безопасности.

Этот фактор измеряет, насколько хорошо общество обеспечивает безопасность людей и имущества. Однако отчёт был подготовлен в октябре прошлого года и по этой причине не учитывал беспорядки января 2022 года, которые начались после внезапного скачка цен на сжиженный природный газ и закончились многочисленными арестами и убийствами. Эти события считаются одними из самых трагических в новейшей истории Казахстана. Вполне вероятно, что в следующем отчёте, в конце 2022 года, Казахстан в категории порядка и безопасности потеряет свои позиции.

Кроме того, именно эта категория — одна из двух, по которым Казахстан превышает среднемировой показатель, правда, всего на 0,01. Второй категорией стало гражданское право. К концу 2021 года индекс Казахстана достиг 0,62, по сравнению со среднемировым показателем в 0,55.

Самые низкие показатели у Казахстана в области ограничения полномочий институтов власти (0,43), уголовного правосудия (0,45) и защиты основных прав (0,45).

Вторым важным показателем, который власти теоретически должны учитывать при построении эффективного и справедливого государства, считается Индекс общественного мнения и подотчетности органов государственной власти (Voice and Accountability), составленный Всемирным банком. Доступ к информации и возможность сообщать и комментировать вопросы, представляющие интерес для местного населения, признаны важнейшими факторами, способствующими расширению прав и возможностей населения и подотчётности власти обществу.

Индекс оценивает состояние страны по шкале от 0 до 100. С 2010-го по 2020 год индекс Казахстана практически не менялся, ровно за десятилетие он вырос всего на 1,7. В Национальном плане Казахстан планировал увеличить этот показатель до 20 к концу 2021 года. Как обстоят дела, пока неизвестно, поскольку рейтинг будет опубликован только в сентябре этого года.

Впрочем, предыдущие данные ставят под сомнение достижение и этого показателя. Так, с 2018 года индекс общественного мнения и подотчётности правительства, хотя и продолжал непрерывно расти, ни разу не показал прирост более чем на 1,5 пункта.

Третий стратегический показатель общенационального приоритета «Справедливое и эффективное государство на защите интересов граждан» — Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума. В 2021 году рейтинг не составлялся (в планах для Казахстана было достичь 61-го места). В связи с пандемией COVID-19 отчёт ВЭФ перенесён на 2023 год.