В Казахстане реализовали более трёх миллиардов литров безалкогольных напитков и минеральной воды

Фото: freepik.com

Производство безалкогольных напитков и минеральных вод в январе текущего года достигло 212,2 млн литров, из которых 41,3 млн литров (на 8,6% больше по сравнению с январём 2022 года) составила минеральная и газированная вода, а 170,9 млн литров (рост за год — сразу на 27,6%) — прочие безалкогольные напитки, передает kazlenta.kz со ссылкой на energyprom.kz.

В целом за 12 месяцев 2022 года производство минеральной воды составило 656,8 млн литров — на 0,6% меньше, чем за январь–декабрь 2021-го*. Выпуск прочих безалкогольных напитков достиг почти 2,4 млрд литров — на 11,9% больше, чем годом ранее.

Безалкогольные напитки и минеральную воду в РК производят такие компании, как «Визит» в Шымкенте («Буратино», «Лимонад», «Мохито», «Фруктоша» и т. д.), «Алекс» в Туркестанской области («Алекс Сарыагаш»), Galanz Bottlers («Maxi Чай», Sevens, «Перво Квас» и другие), RG Brands Kazakhstan (Piala, DaDa, Lipton, Mirinda и прочие) и Coca Cola Kazakhstan (Coca Cola, Fanta, Sprite, Piko, Aqua и прочие) в Алматинской области, и многие другие заводы.

* сравниваются оперативные данные за соответствующие периоды

Отечественные заводы по производству напитков обеспечили спрос (реализацию на внутреннем рынке плюс экспорт) на минеральную воду за январь–декабрь 2022 года на 88,9%, против 87% годом ранее. В то же время стоит отметить, что ещё семь лет назад их доля достигала 95,2%. Доля импорта соответственно составила 11,1% — меньше, чем в 2021-м. Однако до 2019 года импорт варьировался в пределах 5%–8% от ресурсов. За 2022 год в РК было ввезено 379,5 млн литров минеральной воды и безалкогольных напитков — на 8,8% меньше, чем за январь–декабрь 2021-го.

Экспорт безалкогольных напитков и минеральной воды за год вырос сразу на 80%, достигнув за январь–декабрь 2022 года 262,8 млн литров, а объём реализации на внутреннем рынке составил внушительные 3,2 млрд литров — на 3,1% больше по сравнению с прошлым годом, на 83% больше, чем пять лет назад, и сразу в 2,2 раза больше, чем десятилетием ранее.

Следует учесть, что чрезмерное употребление многих безалкогольных напитков плохо влияет на организм, и речь идёт не только о повышенном содержании сахара в некоторых из них. Особенно часто стали говорить о зависимости молодых казахстанцев от энергетических напитков. Ещё в конце прошлого года президент РК Касым-Жомарт Токаев поручил правительству рассмотреть вопрос бесконтрольной продажи энергетиков населению вплоть до запрета их реализации несовершеннолетним наравне с алкоголем и сигаретами.

Также бьют тревогу и медики: после увлечения энергетическими напитками всё больше молодых людей в РК попадает в больницу с инфарктом. Если раньше основным контингентом, который госпитализировался с этим заболеванием, были граждане в возрасте 60–70 лет, то сейчас заболевания сердечно-сосудистой системы стремительно «молодеют».

На рынке РК продают огромное количество энергетических напитков как казахстанского, так и импортного производства. К примеру, выпуском энергетических напитков в РК занимаются такие компании, как Riks (Dizzy и Zet), Сarlsberg Kazakhstan (Flash Up), GGG NRG (GGG), Caspian Beverage Holding c напитком (Tamga), Libella Bottlers (Extreme Energy), RG Brands Kazakhstan (Yeti) и прочие.

Несмотря на рост объёма производства минеральной воды и безалкогольных напитков, а также на существенную долю отечественных компаний на рынке, это не спасло сегмент от роста цен. Так, газированные напитки по итогам февраля 2023 года подорожали сразу на 27,9% за год, минеральная вода — на 36,6%, а негазированные напитки — на 37,4%.

К сведению: годом ранее удорожание было хоть и существенным, но всё же значительно меньше. Так, газированные напитки показывали рост цен на 10,4%, минеральная вода — на 14,9%, а негазированные напитки — на 8,6%.

Среди регионов РК рост стоимости минеральной воды по сравнению с февралём 2022 года варьируется от 14,9% в Улытауской области до 62% в Жетысуской области. Значительное удорожание было отмечено также в Западно-Казахстанской (на 55,1%), Кызылординской (на 51,8%) и Павлодарской (на 48,3%) областях.

Негазированные напитки заметнее всего подорожали в Западно-Казахстанской области: на 77,2%. Следом идёт Атырауская область, где был отмечен рост цен в полтора раза. Заметное удорожание — на 48,3% — также наблюдалось в Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях.

Газированные напитки сильнее всего подорожали в Акмолинской и Актюбинской областях: на 43,3% и на 42,9% соответственно. Значительный рост цен был также отмечен в Кызылординской области: на 40,2%.