«Топчемся на месте 20 лет» - аналитики и производстве обуви в Казахстане

Фото: freepik.com

За прошлый год отечественные производители выпустили около 1,7 млн пар обуви. Если сравнивать эти производственные показатели с 2021 годом, то можно рапортовать о росте на 17,6%. В первом квартале этого года компании отчитались о выпуске 421 тыс. пар, что на 38% больше, чем в январе–марте 2022 года, передает kazlenta.kz со ссылкой на energyprom.kz.

Динамика за более длинный промежуток времени не позволяет назвать кожевенную отрасль Казахстана динамично развивающейся. За последние 20 лет небольших всплесков роста производства было несколько. Объёмы выпуска в 1,7–1,8 млн пар были максимальной точкой роста в 2008-м, 2011-м и 2015 годах. После этого следовал двух-трёхлетний спад.

Согласно данным Бюро нацстатистики АСПиР РК, в Казахстане функционируют всего шесть компаний по выпуску обуви. Крупнейшее предприятие — «ТаразКожОбувь». Этот завод в Жамбылской области способен в год выпускать 500 тыс. пар ботинок, туфлей, кроссовок и сапог. Такая же годовая мощность у швейно-обувной фабрики ТОО «Казлегпром-Алматы». Среди старейших производителей можно назвать алматинскую фабрику АО «Жетісу», приемника советского треста «Казкожа».

По деньгам все предприятия кожевенной отрасли (сюда входит производство обуви и выделка кожи из шкур) в прошлом году произвели продукции на 15,5 млрд тг. Это на 16,6% больше в стоимостном выражении, чем годом ранее. В январе–апреле 2023-го стоимостный объём продукции кожевников уже превысил 5,8 млрд тг, плюс 26,8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Пошив 1,7 млн пар обуви для страны с населением в 19,8 млн человек — это очень мало, учитывая, что казахстанцы за 2022 год купили 40,3 млн пар. На фоне растущего потребления собственное производство, которое фактически стоит на месте последние 20 лет, смотрится весьма скромно. Доля отечественных обувщиков — всего 3,3% рынка.

Интересно, что 15–20 лет назад удельный вес выпуска отечественных обувных фабрик на внутреннем рынке был значительно выше — 25%–37%, хотя объёмы отшивали такие же небольшие, как и сейчас. Всё дело в том, что начиная с 2011 года казахстанцы стали больше и чаще покупать обувь, объём реализации на внутреннем рынке за четыре года вырос более, чем в 15 раз — с 5,1 млн до 80,9 млн пар. После этого рекорда, поставленного в 2014-м, показатели продаж обуви то падали, то поднимались, но уже не опускались ниже 24 млн пар в год.

Основные потребности казахстанцев в обуви закрывают заграничные поставщики — импорт занимает 96,7% от всего объёма ресурсов в секторе.

По данным из отчётов Комитета госдоходов Минфина, главным поставщиком обуви для РК является Китай, на втором месте по доле в поставках сапог, туфлей, ботинок и другой обуви — Турция, на третьем — Узбекистан. В прошлом году в страну было ввезено 38,7 млн пар, за январь–март этого года — уже 12,2 млн пар (плюс 75,6% за год).

При таком уровне импорта цены на обувь в Казахстане диктуют заграничные поставщики. Наиболее ощутимое удорожание обувной продукции в стране за последний год наблюдалось с конца 2022-го. Показатели годового роста цен с ноября 2022-го по январь 2023-го держались в пределах 18%-19%, а в феврале-марте превысили планку в 20%.

По итогам мая статистики констатировали годовой рост стоимости обуви на 18,1%. Притом мужские туфли, кроссовки и ботинки подорожали чуть больше, чем женские лодочки, сандалии и лабутены: на 17,8% и 16,8% за год соответственно. Самый высокий ценовой скачок отмечен на детскую обувь — за год она стала дороже на 20,1%.