Древняя и загадочная культура коневодов Казахстана, существовавшая шесть тысяч лет назад, похоже начала раскрывать свои тайны. На поселении ботайской культуры Красный Яр, расположенного близ Кокшетау, археологи музея-заповедника «Ботай» обнаружили следы кремации древних коневодов. Подробнее об этом корреспонденту Azattyq Rýhy рассказал директор РГКП «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Ботай» Куаныш Шакшаков.
– Куаныш Гибадатович, насколько важна эта находка – следы кремации древних коневодов?
– Это открытие позволит ответить на вопрос, долго мучивший археологов и исследователей: «Куда же исчезли насельники казахстанских степей эпохи энеолита?» Много лет подряд казахстанские и иностранные ученые находили на поселениях ботайцев множество костей лошадей, других животных, остовы жилищ, орудия труда, но смогли обнаружить лишь несколько останков самих коневодов, в том числе несколько черепов, использовавшихся в ритуальных целях.
Теперь, с обнаружением элементов обряда кремации на поселении Красный Яр, многое становится понятным. Видимо культ огня у древних коневодов был намного сильнее, чем до этого представляли ученые. А обряд совместной кремации коня и воина описан греками в «Илиаде».
– Роль коня в этих ритуалах состоит в том, что конь выступает, прежде всего, как посредник между миром живых и небесной обителью предков. Также он является силой, способной обеспечить человеку возрождение к новой бессмертной жизни на том свете. В индийском эпосе Сомадева конь асуров Уччайхшравас – царь всех коней – наделен способностью воскрешать мертвых. В этой роли коня слышны отголоски древних представлений, которыми, по всей видимости, располагали ботайцы. Ведь именно они первыми приручили лошадь, а новые открытия использования ими обряда кремации косвенно подтверждают эти знания.
Идея о способности коня возродить человека отражена и в изображениях конских голов на греческих некродипнах – надмогильных изображения трапезы мертвых. Они рассматриваются как символ воскрешения. Таким образом, обряд совместной кремации свершался древними людьми, и, по всей вероятности, ботайцами, с целью передать человеку физические силы коня и гарантировать ему легкий путь на небо и последующее возрождение.
– Какие еще особенности ботайских погребений выявляются в ходе раскопок?
– Куаныш Гибадатович, а можете рассказать нашим читателям, которые не очень знакомы с ботайской культурой, с чего начинались ее исследования?
– Впервые уникальный мировой археологический объект – энеолитическое поселение Ботай был открыт казахстанским археологом из города Петропавловска Виктором Зайбертом. Памятник расположен на берегу степной реки Иман-Бурлук, притока Ишима в Северо-Казахстанской области. Его значительные масштабы, богатый археологический материал, хорошо видимые на поверхности многочисленные впадины от котлованов древних полуземляночных жилищ свидетельствовали, что находка является особенным историко-археологическим явлением. Памятник был назван самим автором открытия.
С тех пор это краткое, звучное и емкое имя определило историческую миссию ботайской культуры. В последующие годы археологи открыли и другие поселения ботайской культуры, в том числе и Красный Яр.
С момента открытия ботайских поселений и появления понятия «ботайская культура» прошло уже более 40 лет. Раскопки не прекращались, и даже сегодня нет уверенности, что сформулирован в последней редакции алгоритм уникального памятника энеолита.
– Ведь именно исследования ботайской культуры позволили сделать ряд величайших научных открытий?
– Да, все верно. В 2000-х годах группа ученых из Экзетерского и Бристольского университетов Великобритании и сотрудников Кокшетауской археологической экспедиции сумели выделить на черепках ботайских сосудов остатки кумыса. Это величайшее научное открытие показало прямую связь древней культуры с современными казахскими традициями и образом жизни.
В 2017 году археологическое поселение Ботай было включено в общенациональный список сакральных объектов Казахстана.
– Как ведутся исследования на сегодняшний день?
– Исследования ботайской культуры продолжаются, постоянно обновляются ее участники и тематика изысканий. Это генетические исследования людей, взаимодействия человека и лошади. За годы работы на этой территории археологами вскрыто более 15 тысяч квадратных метров земли, изучено более 100 жилищ, выявлено более 200 тысяч артефактов и десятки тысяч костей древних животных, почти все они принадлежат лошадям.
Результатом многолетних исследований на поселении Ботай стало создание в 2018 году Государственного историко-культурного музея-заповедника «Ботай». В настоящее время научные исследования заповедника сложились в своеобразную систему, дающую стратегию роста заповедника «Ботай» как уникального средства культуры, работающего для обеспечения прогрессивного и устойчивого развития историко-культурного наследия Казахстана.
Кроме того, в музее разработаны сувенирные копии артефактов и находок Ботайской культуры, а также копии изделий древних мастеров. Неординарные сувениры с изюминкой и узнаваемым логотипом «Ботай» привлекают посетителей, вызывают их живой интерес. Реализация всех намеченных планов по развитию туризма и инвестиционного проекта «Визит-центр «Ботай» создаст специализированный кластер, предназначенный для организации культурно-развлекательного досуга казахстанцев и гостей нашей страны. Кроме того, намечено создание масштабного музея Ботайской культуры под открытым небом.
Сейчас музей Ботай активно привлекает молодых специалистов и студентов к изучению археологических памятников, обучает их на практике тонкостям работы с древними артефактами. Научные исследования музея, объединяющие естественно-научные и гуманитарные направления, позволяют вовлекать молодежь в изучение и популяризацию культурного наследия Казахстана.