Дело есть, значит виновен: почему в Казахстане мало оправдательных приговоров?

Фото:

 

Казахстанские суды в 2017 году оправдали всего 865 человек: большим количеством обвинительных приговоров всерьез обеспокоены в Верховном суде.


В Верховном суде Казахстана в очередной раз признали, что в стране больше обвинительных приговоров, чем оправдательных, пишет Sputnik Казахстан.


По словам председателя судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Абая Рахметулина, следствие и суды продолжают работать по принципу "Есть уголовное дело, значит виновен".


"В 2017 году оправдано всего 865 человек, из которых по делам публичного обвинения – 130 лиц. В этом году за четыре месяца Верховным судом прекращены уголовные дела в отношении семи лиц за отсутствием состава правонарушения. Мы вынуждены признать, что до сих пор не изжит до конца обвинительный уклон на всех стадиях уголовного процесса по принципу "Есть уголовное дело, значит виновен", — заявил Рахметулин в ходе круглого стола в Астане.


Он озвучил пять причин, которые могут исправить ситуацию.


Во-первых, по его словам, взгляд судьи не должен формироваться через призму виновности подсудимого. Сегодня в Казахстане в суд поступает подготовленное органом следствия и прокуратурой дело.


"Если не будет осуществлен принцип реальной состязательности сторон, где сторона защиты сумеет опровергнуть обвинение, то последующее следствие будет этапом для обвинения человека. В Эстонии прокурор направляет в суд обвинительный акт без уголовного дела, а адвокат – акт защиты. Судом в процессе рассмотрения дела обеспечивается соcтязательность. Есть необходимость внедрения подобной практики и у нас. На начальном этапе ее можно ввести по преступлениям небольшой и средней тяжести", — считает Рахметулин.


Во-вторых, должна совершенствоваться работа следственных судей, особенно в части обеспечения прав граждан на досудебной стадии.

В-третьих, по словам Рахметулина, нужно существенно расширить подсудность суда присяжных. В Верховном суде предложили отнести к подсудности суда присяжных категорию особо тяжких преступлений.


В-четвертых, не должно быть внепроцессуальных контактов суда с органами досудебного производства и прокуратурой при рассмотрении дела до вынесения окончательного судебного акта.


В-пятых, необходимо исключить манипулирование общественным мнением через социальные сети и СМИ, считает спикер.


Фото : Комсомольская правда