Фото: freepik.com
Процесс тарифообразования и контроль над коммунальной сферой Казахстана, а также над субъектами естественных монополий (СЕМ) — важная часть работы уполномоченных органов, необходимая для защиты прав потребителей. Государственный контроль в сфере СЕМ осуществляет Комитет по регулированию естественных монополий (КРЕМ) МНЭ РК, передает kazlenta.kz со ссылкой на ranking.kz.
Для осуществления контроля КРЕМ МНЭ РК принимает следующие меры:
- возбуждает дела об административных правонарушениях;
- выносит предписания об устранении нарушения законодательства РК о естественных монополиях;
- передаёт материалы в правоохранительные и иные органы.
Контроль включает в себя всю деятельность СЕМ. Так, например, контроль над расходованием средств СЕМ, предоставляющих регулируемые коммунальные услуги, осуществляется путём рассмотрения годовых отчётов об исполнении тарифных смет и инвестиционных программ.
Также КРЕМ МНЭ РК совместно с отраслевыми госорганами и МИО следит за целевым использованием средств потребителей для исполнения мероприятий инвестиционной программы. Важно и то, что для контроля над монополистами привлекаются общественность и технические эксперты.
Если же СЕМ не выполняют принятые на себя обязательства, КРЕМ МНЭ РК обеспечивает возврат средств потребителям, для этого работает такой инструмент, как временные компенсирующие тарифы (ВКТ). В текущем году казахстанцем уже вернули почти 20 млрд тг.
Эта мера направлена на снижение возможных коррупционных рисков до минимума путём исключения взаимодействия представителей СЕМ с сотрудниками контролирующих органов.
Вместе с тем постатейное заполнение затратной части тарифной сметы в обновлённой версии БМ обеспечивает возможность проведения анализа и сверки данных, а также самостоятельного мониторинга цен и тарифов потребителями и всеми заинтересованными лицами.
Новая версия БМ интегрирована с другими государственными базами данных и электронными закупочными площадками, что даёт возможность сверки отчётных данных, представляемых СЕМ, на предмет их достоверности.
Кроме того, с 1 января 2022 года закупки СЕМ полностью переведены в электронный формат, интегрированный с информационной системой НПП «Атамекен» — «Единое окно закупок».
Все эти меры помогают повысить прозрачность процедуры закупок и обеспечить добросовестную конкуренцию среди потенциальных поставщиков.
Результат — максимальная прозрачность деятельности СЕМ и контролирующих органов перед потребителями, что, в свою очередь, гарантирует бесперебойное получение качественных услуг и защиту потребительских прав.
Важный момент: сегодня остаётся достаточно острой проблема скрытых участников рынка. Это монополисты (владельцы трансформаторов, станций и прочие), которые осуществляют деятельность самостоятельно, в основном в отдалённых регионах страны. Соответственно, фактически являясь СЕМ, такие предприниматели тем не менее не попадают под контроль государства, а потребители их услуг никак не защищены от необоснованного повышения тарифов, предоставления некачественных услуг и прочих существенных рисков. Уже выявлено и взято под контроль 28 таких предпринимателей, но по факту их намного больше.
Для безопасности населения всех подобных предпринимателей обязательно нужно взять под контроль и включить в реестр КРЕМ МНЭ РК. В этом вопросе большую роль играют сами граждане: важно, чтобы каждый столкнувшийся с такими монополистами сообщал о них в уполномоченные органы. Общественное мнение и информированность граждан должны стать драйвером усиления контроля и регулирования этих скрытых участников рынка со стороны госорганов.