Рынок франшиз в Казахстане, отмеченный динамичным ростом и разнообразием возможностей, представляет собой значительный сегмент экономики страны. Логистика — одна из наиболее перспективных сфер в этом направлении. Рассказываем о том, как выбирать франшизу на этом рынке.
Франшиза и логистика
В России модель франчайзинга укрепилась еще десять лет назад, в то время как в Казахстане активный рост начался около пяти лет назад. Отличительной чертой потребительских предпочтений в Казахстане стало стремление к немедленному получению товаров и услуг. Сектор электронной торговли продуктами питания (E-grocery), обеспечивающий быструю доставку, демонстрирует рост. Это привело к сокращению посещений физических продуктовых магазинов в пользу онлайн-заказов. В Алма-Ате, крупнейшем городе страны, предпочтение доставки объясняется желанием сэкономить время в условиях оживленного движения.
В целом население страны привыкло к высокому уровню сервиса и оперативности, в отличие от более размеренного и традиционного образа жизни в Узбекистане. На рынке Казахстана присутствуют такие же серьезные игроки, как и в России: DPD, FedEx, Pony Express, Энергия, Деловые Линии. Обычно их офисы сосредоточены в крупных городах, где они имеют по одному или двум представительствам.
У СДЭК на их фоне есть значительное преимущество: партнерство с Национальным оператором почтовой связи Республики Казахстан — Казпочтой. Она охватывает даже малые районные центры. Такой широкой сети пунктов нет ни у кого из других игроков рынка.
Как предприниматели в Казахстане выбирают франшизу
- Популярность: по перспективам бизнес-ниши.
- Сфера бизнеса: по специфике и области деятельности компании.
- Инвестиции: по размеру необходимых первоначальных вложений.
По востребованности среди начинающих франчайзи в Казахстане логистику можно сравнить со сферой общественного питания. Эта индустрия всегда актуальна, доступна и популярна. Выбор логистики как направления обусловлен еще и финансовой привлекательностью. Например, открытие ресторана требует инвестиций минимум в $20 000 — это значительная сумма для многих. Франшиза СДЭК дает возможность начать даже с небольшими вложениями и вырасти в крупного игрока, способного инвестировать в ресторанный бизнес.
Возможности от СДЭК
Мы работает в Алма-Ате уже более 13 лет. Наши пункты выдачи располагаются так, чтобы клиентам не приходилось пересекать полгорода за своей посылкой. Наша цель — обеспечить возможность получения посылок в пунктах выдачи, легко доступных возле дома получателя.
В нашей работе мы применяем уникальные методы для расчета оптимального количества офисов в каждом городе, а не только на уровне страны. Эти расчеты учитывают множество параметров: плотность населения города, его активность и другие факторы.
Также мы используем тепловые карты. Благодаря новым технологиям сейчас локации возможно выбирать онлайн — с учетом трафика вокруг и других нюансов. Это позволяет предпринимателям оценить возможную прибыльность своего бизнеса. Наша задача — поддерживать здоровье и эффективность сети, и мы руководствуемся разработанными планами для достижения этой цели.
Сейчас в сети СДЭК 254 офиса, распределенных между тремя странами: Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном. Из них 209 офисов — на территории Казахстана. Этого недостаточно, у нас есть потенциал для значительного расширения. Наши планы на 2024 год предполагают открытие более чем 160 новых офисов. Приблизительно 80 из них будут в Казахстане.
Как СДЭК поддерживает франчайзи
- Информационный этап. Франчайзи получает все необходимые сведения о компании и предстоящей работе.
- Встреча. Может пройти онлайн или офлайн. Обсуждаем детали и специфику бизнеса.
- Обязательное обучение. Партнер и его менеджеры проходят обучение через корпоративный университет компании, самостоятельно или с тренерами.
- Подготовка к запуску. Ведение партнера на всех этапах, включая помощь по выбору локации и подсказки в оформлении офиса. Если партнер выбрал место, которое не соответствует потребностям СДЭК, мы предлагаем альтернативные варианты с учетом тепловых карт и клиентского спроса.
- Регламент и критерии открытия. Определяются требования к внешнему виду офисов и радиус открытий (не менее 500 метров или 6 минут пешего трафика от ближайшего офиса).
- Запуск офиса. После открытия к офису прикрепляются четыре менеджера: по логистике, сервису, продажам и кредитному контролю.
Каких партнеров выбирает СДЭК?
Наша франшиза подходит не только опытным предпринимателям, но и тем, кто только начинает свой путь в бизнесе. Важно понимать, что успех требует не только инвестиций, но и усердия, а также способности справляться с множеством задач. Мы ценим опыт, но также готовы предложить обучение новичкам.
В начале сотрудничества нашим партнерам предоставляется калькулятор рентабельности, который помогает оценить ожидаемый доход. В городах-миллионниках Казахстана окупаемость инвестиций обычно занимает от 4 до 6 месяцев. Начальные инвестиции составляют до 3 миллионов тенге, включая паушальный взнос в 900 000 тенге с окупаемостью вложений за четыре месяца и началом активного заработка на пятый месяц. В городах областного значения и районных центрах сроки окупаемости могут быть длиннее. Наши партнерские соглашения с внутренними поставщиками предоставляют скидки на мебель и рекламу, что способствует сокращению сроков окупаемости.
5 советов начинающим франчайзи
- Изучите рынок и конкурентов. Глубоко анализируйте выбранную сферу франчайзинга и оцените другие компании. Убедитесь, что понимаете особенности рынка и потенциал роста в выбранной нише.
- Оцените репутацию и ресурсы франчайзера. Выбирайте компанию с устоявшейся репутацией и надежными ресурсами. Это обеспечит поддержку и снизит риски.
- Анализируйте риски и финансовые аспекты. Тщательно просчитайте всё, инвестиции и окупаемость. Объективность поможет избежать неожиданных трудностей.
- Избегайте исключительно интуитивных или импульсивных решений. Принимайте решения, основанные на данных и фактах, а не только на интуиции. Популярность франшизы не должна быть единственным критерием выбора.
- Получите обратную связь от действующих франчайзи. Посетите различные офисы франчайзи, общайтесь с текущими партнерами. Их опыт и советы помогут сделать правильные выводы о реальности ведения бизнеса.
Как изменится рынок Казахстана
В Казахстане существует понятие «бизнес по-казахски» — желание получить значительную прибыль при минимальных усилиях. И шанс его реализовать действительно существует в сфере франчайзинга. Масштабирование таких бизнесов становится все более популярным, и, вероятно, в скором времени множество компаний, за исключением государственных учреждений, будут активно предлагать франшизы. Однако стоит понимать, что на начальном этапе в любом случае придется приложить усилия и действительно постараться для того, чтобы бизнес встал «на рельсы».
Сегодня в стране растут инвестиции, на рынок входят крупные компании, укрепляется экономика, улучшается демография. Это создает предпосылки для дальнейшего развития. В прошлом году СДЭК открыл в стране 100 офисов, в 2024 году новых офисов появится ещё 160. Мы всегда находим новые возможности для роста.