Фото: depositphotos.com
С 2022 года в Казахстане поменялся тренд максимальной сезонной аварийности на дорогах. До этого периода больше всего дорожно-транспортных происшествий в стране происходило осенью, в сентябре и октябре. Данные Комитета правовой статистики и специальных учётов Генеральной прокуратуры (КПСиСУ ГП) РК, представленные в диаграмме, показывают постепенный рост с начала года до октября, а далее сокращение к декабрю. В 2022-2023 годах помесячная динамика изменилась. Теперь максимум по количеству ДТП переместился на летние месяцы. Например, в прошлом году пик пришёлся на июнь, в 2022-м — на август, передает kazlenta.kz со ссылкой на ranking.kz.В первом полугодии текущего года ситуация отличается тем, что в январе наблюдался нехарактерный пик, а с февраля по июнь — схожая с прежними годами тенденция нарастания. 2024 год выделяется максимально высокой аварийностью на дорогах. С самого начала года в стране фиксируется больше ДТП, чем в аналогичные месяцы предыдущих лет.
Согласно суммированным данным, за январь–июнь 2024 года в стране произошло 10,2 тыс. ДТП — на 88,3% больше, чем за первое полугодие 2022-го. Такого колоссального роста в первой половине года в предыдущие несколько лет не наблюдалось. Территориями с самой высокой аварийностью остаются Алматы и Алматинская область. Каждое третье ДТП (3,3 тыс.) в первой половине текущего года происходило именно на территории Алматинской агломерации. Суммарная доля этих двух регионов составила 32,5% от общего количества аварий. Именно в этой части юга Казахстана в январе–июне наблюдался ощутимый прирост количества ДТП (плюс 79,6%). Резкий рост аварийности также был отмечен в Шымкенте, где произошло в 6 раз больше дорожных происшествий (895).
Коррелирует с динамикой ДТП и рост численности раненых. В первом полугодии этого года их стало больше на 88,7%. 12,8 тыс. казахстанцев получили различные травмы, из них 5,2 тыс. человек были госпитализированы. Смертельными стали аварии для 981 казахстанца, 126 из них составили дети. Численность погибших выросла на 7,1%.
Данные по доле смертельных аварий показывают, как сильно ситуация в городах отличается от регионов. Большая часть смертельных ДТП происходит на загородных трассах, где выше разрешённый скоростной режим и хуже дорожные условия. Очень хорошо этот тезис можно проследить по следующему примеру. Алматы, где произошло больше всего дорожных аварий (2,3 тыс.), в первом полугодии 2024-го года имел наименьшую долю смертельных ДТП: всего 1,2%. В то же время в Карагандинской области, где количество аварий на дорогах было всего чуть больше 200, практически в каждом четвёртом случае гибли люди.В то же время надо понимать, что эти выводы были бы верны, если бы мы могли быть уверены, что уровень фиксации ДТП везде одинаковый. Однако скорее всего суть на самом деле в другом: в регионах фиксируются только те ДТП, которые действительно нанесли ущерб и вред людям, а остальные в принципе не попадают в статистику. В то время как в мегаполисах жители бережнее относятся к своим автомобилям, и, к тому же, работает видеофиксация, так что регистрируются даже небольшие происшествия. Скорее всего, именно такой расклад влияет на то, как складывается доля смертельных ДТП, то есть причина — в корректности сбора статистических данных.
По данным КПСиСУ ГП РК, основная часть аварий в Казахстане случается по вине водителей. В первой половине текущего года доля таких ДТП составила 88,3%. Вина пешеходов была доказана только в 2,8% случаев.
Структура ДТП по видам нарушений правил дорожного движения показывает основные пробелы в знаниях водителями правил дорожного движения или их игнорирование. Согласно данным карты аварийности с портала КПСиСУ ГП РК Gis.kgp.kz, чаще всего владельцы автотранспортных средств нарушают правила маневрирования. Доля таких аварий за январь–июнь 2024 года составила 19,5%. На втором месте по распространённости оказалось нарушение правил проезда пешеходных переходов: 16,7%. Чуть меньше — 15,3% — был удельный вес нарушений из-за превышения скорости вождения.
Самым часто встречающимся ДТП за первое полугодие стало столкновение автомобилей, они не смогли разъехаться на дорогах в 3,9 тыс. случаев. Второе место по частоте заняли наезды на пешехода: 2,9 тыс. случаев.