Проезд в автобусах в Алматы и Астане подорожал на 20%. Тарифы остались убыточными, а пассажиры - недовольными

Фото: depositphotos.com

С начала августа текущего года в Астане и Алматы выросли тарифы на проезд в общественном транспорте. В Алматы стоимость проезда увеличилась на 20%, до 120 тг, в столице — на 22%, до 110 тг. И это при безналичном расчёте, билеты за наличные деньги стоят в два раза больше. Общественная реакция в соцсетях и медиапространстве была скорее негативной. Судя по многочисленным комментариям к постановлениям акиматов Алматы и Астаны на сайте «Открытые НПА», люди недовольны не только ростом тарифов, но и в целом работой перевозчиков. Казахстанцы, оставившие свои замечания на официальном ресурсе, считают, что цена за проезд в автобусах сейчас не соответствует качеству оказываемой услуги. Люди подолгу ждут транспорт на остановках, а в часы пик автобусы настолько переполнены, что в них невозможно попасть. Другая часто упоминаемая причина недовольства — общий рост расходов семей, что лишь усугубится увеличившимися тратами на проезд, передает kazlenta.kz со ссылкой на energyprom.kz.

Некоторые комментаторы приводили данные о том, что в развитых странах проезд стоит намного меньше, а автобусы все чистые и ходят по расписанию. Мы решили проверить этот аргумент, используя актуальную базу цен на товары и услуги международного сервиса Numbeo.com. По данным на 1 августа 2024 года, в списке из 96 стран по стоимости проезда в местном транспорте Казахстан расположился на 90-м месте. Проезд в общественном транспорте в крупных городах РК в сравнении со многими развитыми государствами в разы дешевле. До повышения средний показатель по стране составлял 100 тг (или 0,21 долл. США) за поездку. А вот какие тарифы на проезд наблюдаются в некоторых странах с устойчивой экономикой в пересчёте на тенге: Швейцария — 1891 тг, Германия — 1541 тг, США — 1185 тг, ОАЭ — 905 тг.

Впрочем, при сравнении одних и тех же товаров и услуг в разных странах нужно учитывать не только визуальную разницу в цене, но и много других экономических факторов: покупательную способность и уровень доходов, политику социального субсидирования и т. д. К примеру, самая высокая цена за проезд в Швейцарии, возможно, и не кажется жителям этой страны критичной, так как их высокие зарплаты и многочисленные виды пособий обеспечивают им такие среднедушевые доходы, покупательная способность которых является одной из самых высоких в мире.

При сравнении данных Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК за июнь текущего года и аналогичный период 2023-го, можно отметить, что за год стоимость проезда в автобусах увеличилась в 6 из 20 крупных городов страны. Среди них и Алматы, где в августе прошлого года цена выросла с 80 до 100 тг.

Помимо двух столиц, городами с самыми высокими тарифами на проезд в общественном транспорте можно назвать Караганду, Кокшетау, Уральск, Павлодар и Петропавловск. Их жители платят за проезд 100 тг. Дешевле всего обходится проезд в Туркестане, Шымкенте и Актау: всего 70 тг. Однако в некоторых из этих городов перевозчики также предпринимают попытки оптимизировать свои расходы. Например, в Актау по этой причине был введён дифференцированный тариф. В Шымкенте о повышении тарифа до 90 тг перевозчики заявляли ещё в январе прошлого года, но пока этого не произошло.

Главным аргументом, который чаще всего приводят перевозчики при подаче заявок на поднятие тарифа, является рост расходов. Акиматы Алматы и Астаны в ответ на комментарии казахстанцев на сайте «Открытые НПА» называли убыточными даже новые, увеличенные тарифы. По данным чиновников, рентабельный уровень цен на проезд в Астане составляет 400 тг, в Алматы — 310 тг. Разницу между текущей стоимостью проезда для граждан и расходами перевозчиков городские власти частично компенсируют с помощью субсидий. Например, в Южной столице в прошлом году перевозчики получили из бюджета 80,9 млрд тг, в текущем же году сумма должна составить 97,3 млрд тг.

По данным БНС, общие доходы всех казахстанских компаний, которые осуществляют перевозки пассажиров автобусами, за прошлый год составили 132,4 млрд тг — почти на четверть больше, чем за 2022-й. В первой половине текущего года показатель достиг уже 83,5 млрд тг, с ростом на 33,5% к первому полугодию 2023-го.

В целом автопарк казахстанских перевозчиков по итогам мая насчитывал 114,1 тыс. автобусов. Треть из них (34,6%) ездит по дорогам уже больше 20 лет, ещё 37,9% имеют срок эксплуатации от 10 до 20 лет. Относительно новых автобусов в городах Казахстана не так уж и много: всего 8,8 тыс., или 7,7% от общего автопарка.

Статистические данные показывают, что ситуация с устареванием автопарка характерна не только для общественного транспорта, но и для всей транспортной отрасли в целом. С 2018 по 2023 год степень износа основных средств в сфере транспорта и складирования в РК выросла с 24,7% до 39,4%. Коэффициент обновления, в свою очередь, уменьшился с 12,4% до 8,3%.