С 1 января 2025 года в Казахстане собираются увеличить размеры пособий, выплачиваемых из республиканского бюджета и государственного фонда социального страхования. Какими будут новые пособия и кого коснется повышение, выяснял корреспондент Tengrinews.kz.
Как сообщили в Министерстве труда и социальной защиты населения в ответ на официальный запрос, согласно проекту закона "О республиканском бюджете на 2025-2027 годы", размеры государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также специального профессионального государственного пособия, выплачиваемых из республиканского бюджета, в связи с изменением величины прожиточного минимума планируется повысить на 6,5 процента от получаемого размера.
Изменятся размеры и государственных специальных пособий по спискам №1 и №2 (речь идет о списке производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, а также о списке производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиям труда соответственно - прим.). В связи с изменением месячного расчетного показателя с 1 января 2025 года их также планируется повысить на 6,5 процента от получаемого размера.
Кроме этого, с 1 января 2025 года в Казахстане планируется повысить социальные выплаты из государственного фонда социального страхования по случаям утраты трудоспособности и потери кормильца, назначенных до 1 января 2025 года, на 6,5 процента от размера получаемых социальных выплат.
Таким образом, с 1 января 2025 года размеры вышеуказанных пособий составят:
1. Государственные социальные пособия по инвалидности (от величины прожиточного минимума):
- лица с инвалидностью (от общего заболевания, трудового увечья, проф. заболевания): I группа - 101 702 тенге, II группа - 81 362 тенге, III группа - 55 474 тенге;
- лица с инвалидностью с детства: I группа - 101 702 тенге, II группа - 84 598 тенге, III группа - 74 428 тенге;
- дети с инвалидностью до семи лет - 74 428 тенге;
- дети с инвалидностью с семи до восемнадцати лет: I группа - 101 702 тенге, II группа - 84 598 тенге, III группа - 74 428 тенге;
- лица с инвалидностью из числа военнослужащих срочной службы вследствие чрезвычайных экологических ситуаций: I группа - 148 855 тенге, II группа - 127 127 тенге, III группа - 106 787 тенге;
- лица с инвалидностью из числа военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы) вследствие увечья, не связанного с исполнением служебных обязанностей: I группа - 101 702 тенге, II группа - 81 362 тенге, III группа - 55 474 тенге;
- лица с инвалидностью из числа военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы) вследствие увечья при исполнении служебных обязанностей: I группа - 182 139 тенге; II группа - 140 534 тенге; III группа - 106 787 тенге.
2. Государственные социальные пособия по случаю потери кормильца (от величины прожиточного минимума):
- при одном иждивенце - 42 530 тенге;
- при двух иждивенцах - 78 588 тенге;
- при трех иждивенцах - 104 013 тенге;
- при четырех иждивенцах - 120 193 тенге;
- при пяти иждивенцах - 127 127 тенге;
- при шести и более иждивенцах - 138 684 тенге;
- прочие (смешанные семьи) - 134 986 тенге.
3. Специальное профессиональное государственное пособие (от величины прожиточного минимума) - 92 456 тенге.
4. Государственное специальное пособие (от величины месячного расчетного показателя):
- список №1 - 37 040 тенге;
- список №2 - 32 951 тенге.
"Таким образом, минимальный размер государственного социального пособия по инвалидности составит 55 474 тенге, максимальный – 182 139 тенге, минимальный размер государственного социального пособия по случаю потери кормильца – 42 530 тенге, максимальный – 138 684 тенге. Ежегодное повышение коснется свыше 1,9 миллиона получателей пособий", - сообщили в министерстве.
Всего в проекте республиканского бюджета на 2025-2027 годы на 42 вида социальных выплат в 2025 году предусматривается 6 триллионов 26 миллиардов тенге. Как добавили в ведомстве, в сравнении с 2024 годом рост составит 12,5 процента.
По словам эксперта, руководителя проектов Eurasian center for people management (ECPM) Айман Жусуповой, с учетом инфляции размеры социальных пособий в Казахстане являются низкими, однако больше критики вызывает система вычисления расчетных показателей для них. Вместе с тем нельзя сказать, что государство не стремится исправить эту ситуацию.
"В соответствии с Социальным кодексом размеры пособий в Казахстане устанавливаются в зависимости от величины прожиточного минимума и месячного расчетного показателя (МРП). Если говорить об адресной социальной помощи (АСП), которая связана с уровнем жизни или с прожиточным минимумом, то ее получают граждане, чей доход ниже черты бедности. В свою очередь, черта бедности установлена на уровне 70 процентов от регионального прожиточного минимума. Прожиточный минимум в 2024 году составляет 43 407 тенге, таким образом, 70 процентов от него - 30 385 тенге. То есть государство доплачивает этой категории граждан разницу между их доходом и суммой в 30 000 тенге. Как отмечают исследователи, эта разница может составлять и 1000 тенге. Сложно не согласиться с тем, что даже на прожиточный минимум, по которому у нас определяют черту бедности, невозможно прожить. Однако нельзя сказать, что данный вопрос не осознается институтами власти. В частности, в планах - пересмотр АСП, пересмотр черты бедности для назначения данной помощи, которая с 2025 года будет определяться медианным доходом вместо прожиточного минимума", - отметила эксперт.
Кроме того, как отметила Жусупова, с учетом современных трендов в цифровизации государство работает и над улучшением процесса назначения и распределения социальных выплат. В прошлом году в Казахстане был запущен процесс перехода социальной политики в проактивный формат.
"С 1 января 2023 года во всех регионах страны начала действовать Цифровая карта семьи (ЦКС), которая рассматривается как одно из новшеств, предусмотренных Социальным кодексом. Сообщается, что с принятием ЦКС социальная политика перейдет от заявительной формы в проактивный формат: через информационную систему государство само будет определять потребности граждан в получении социальной поддержки и автоматически оформлять все процедуры, тогда как бумажный документооборот поэтапно исключат из системы. В результате казахстанцы будут получать помощь без обращения в соответствующие органы. Кроме того, ЦКС рассматривается как инструмент, определяющий не только параметры помощи, но и обеспечивающий возможность предупреждения социальных рисков. В частности, через ЦКС будут автоматически выявляться семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, данные о гражданах, интегрированные со всех действующих информационных систем госорганов, позволят прогнозировать ухудшение социального состояния семьи через доступные индикаторы", - указала руководитель проектов.